Культура Руси

Святослав, Всеволод и Изяслав.

Развитие христианской Руси

 

Миниатюра с изображением князя Святослава, его жены Оды (родственница германского короля), сыновей Глеба, Олега, Давыда, Романа и младшего Ярослава (рядом с матерью). «Изборник Святослава». 1073 г. ГИМ.

Миниатюра с изображением князя Святослава, его жены Оды (родственница германского короля), сыновей Глеба, Олега, Давыда, Романа и младшего Ярослава (рядом с матерью). «Изборник Святослава». 1073 г. ГИМ.

 

Миниатюра с изображением князя Святослава, его жены Оды (родственница германского короля), сыновей Глеба, Олега, Давыда, Романа и младшего Ярослава (рядом с матерью). «Изборник Святослава». 1073 г. ГИМ.——>

Предтечей к феодальной раздробленности Руси также стала и разразившаяся в 1073 г. очередная распря  между самими Ярославичами (несмотря на то что именно они учредили в 1072 г. культ Бориса и Глеба). Младшие Святослав и Всеволод изгнали старшего Изяслава из Киева. Тому удалось спас­тись со своими богатствами у свойственников в Польше, где князь надеялся нанять воинов, однако поляки отказали ему в поддержке. Пришлось Изяславу бежать дальше, в Герма­нию, но севший на киевском столе Святослав послал своему свойственнику — германскому королю для укрепления союза столько золота и серебра, что немецкий хронист изумлялся такому богатству. Положение изгнанника ухудшилось; от безысходности он готов был отдать Русь под покровительство Рима и отправил сына к Римскому Папе. Папа встал на его сторону и в своей булле (послание) призвал польского князя к состраданию. Тем временем в 1076 г. Святослав умер, а стол в Киеве занял младший брат Всеволод.

Изяслав возвратился с польским войском на Русь, и Всеволод вынужден был заключить с ним мир, вернув старшему брату Киев. Сам он продолжал княжить и в Переяславле, и в Чер­нигове. Старшего сына Святослава Олега лишили всего, сделав изгоем. В 1078 г. он бежал в волость своего отца — Тмутаракань и привёл на Русь половцев, дабы вернуть себе Чернигов, но был разбит дядьями — Изяславом и Всево­лодом. Киевский князь погиб в битве, и младший из трёх Ярославичей — Всеволод законно вокняжился в столице Руси. В удерживаемый им Чернигов он посадил сына Вла­димира, рождённого от брака с византийской царевной из династии Мономахов. Изгнанный Олег Святославич отпра­вился в отдалённую Тмутаракань.

Тмутараканские князья именовались изгоями (от слова «гоить» — «жить») — так называли в Древней Руси человека, оказавшегося вне своей сословной группы. Изгоями считались попы, не знавшие грамоты и, значит, не могшие служить в церкви, холопы, выкупившиеся из холопства — избавившиеся от лич­ной зависимости, но не входившие в крестьянскую общину — мир или вервь. Изгоями оказывались и члены княжеского рода — «сироты»: князь становился «сиротой», если его отец умирал при жизни деда. Первым таким изгоем стал Ростис­лав Владимирович, потомок старшего сына Ярослава Муд­рого, умершего в 1052 г. Он вынужден был силой добывать себе стол на окраине Руси ив 1064 г. изгнал из Тмутара­кани своего двоюродного брата Глеба, сына черниговского князя Святослава. Ростислав утвердился на Тамани и Север­ном Кавказе, подчинив касогов (адыги) и окрестные земли. Это вызвало беспокойство греков, претендовавших на власть над Тмутараканью, и прибывший из византийского Херсона посланник отравил князя – изгоя на перу.