Культура Руси

Языческие и античные элементы в культуре христианской Руси

Культура христианской Руси

Археология, казалось бы, подтверждает вос­становление «языческой» обрядности в XII в. — тогда возродилась не только традиция ношения височных колец как у древних славянских племён, но рас­цвёл и обычай носить разнообразные амулеты — наряду с крестами-тельни­ками женский костюм включал мно­гочисленные привески в виде коньков, птичек, орудий быта и хозяйственных предметов, очевидно служившие оберегами, призванными способствовать успешным начинаниям во всех делах древнерусской хозяйки. Даже составитель «Повести временных лет» сетовал на рубеже XI—XII вв.: «Но сими дьявол лстить и другыми нравы, всячьскыми лестьми пребавляя ны от Бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видим бо игрища утолочена, и людий много множьство на них, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а церкви сто­ять [пусты]».

Рис. 1 Резная личина из сосновой коры. Новгород. XII в. ГИМ.

Однако перечисленные летописцем действа не имели пря­мого отношения собственно к Руси. Так решил святооте­ческий VI Вселенский собор (Константинополь, 680 г.), и его запреты восприняли и западное латинское, и вос­точное греческое христианство. Словом «скоморох» здесь переводится греческое «мим». Но столь же очевидно, что запреты эти не соблюдались ни в Византии, ни на Руси. Античные традиции сказались на светских мотивах в рос­писи кафедрального Софийского собора в Киеве (XI в.), отразивших княжеский быт, — ипподром, бой воина с ря­женым, охота на медведя и музыканты (иногда без осо­бых оснований именуемые скоморохами) — и стали пред­метом церковных обличений. Конечно, эти сцены не были центральными, а украшали лестницу, ведущую на хоры, где размещалось княжеское семейство, но это внешнее «оприч­ное» пространство и создавало ту внецерковную культуру, которую вслед за древнерусскими книжниками воспринимают иногда как «языческую».

Церковь же всё настойчивее вмешивалась во все стороны светской жизни: выступала свидетелем при сделках о продаже земельной собственности — такова надпись о покупке Бояновой земли в Софии Киевской. Молящиеся часто остав­ляли благочестивые автографы на стенах русских (равно как византийских) храмов с обращениями о Божьей помощи, записями о кончине чле­нов княжеского рода и т. п. «Господи, помоги рабу своему Яносу, святая София, на мор и на новый урожай», — сообщает надпись XIII в. Ведь более всего люди в Средние века боялись гнева Божьего, обрушивав­шегося на людей мором и голодом, — и Ян просил помощи не только у Бога, но и святой Софии. Встречаются и на­ивные, возможно даже детские, граф­фити — в Софии Киевской начертан конь (атрибут святых всадников), но кто — то пририсовал ему рога и для ясности приписал: «Муу». Близкой по содержанию к современным настен­ным граффити оказывается надпись в алтаре: «У Гнилка зубы тухлые», напоминающая дразнилку.

Рис. 2 Деревянная игрушка – коник на колесах с резным изображением сбруи. Новгород. Середина Xii в. Новгородский государственный объединенный музей – заповедник.

Рис. 3 Гребень из самшита, украшенный резными изображениями кругов и фантастического зверя. Гребень служил своеобразным оберегом, действительно спасающим от паразитов, поэтому на нём вырезались символы солнца (круги) и звери, кусающие врагов человека. Новгород. XIII в. ГИМ.

Рис. 4 Деревянная ручка ковша в форме головы дракона. Новгород. XI в. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.