Волхвы и мифы
Осколок византийского стеклянного сосуда с изображением комедианта, выполненного золотом. Крым. VIII в. ГИМ.
Для современного понимания жизненного уклада Руси XI в. является интересным повествование летописи, которая рассказывает, что во время неурожая и голода (1071г.) в Ростовской волости объявились два волхва родом из Ярославля. Волхвами в Древней Руси называли языческих жрецов и вообще прорицателей (так, в летописи есть сюжет о смерти Вещего Олега, предсказанной волхвом). Волхвы обещали голодающим указать на тех, кто колдовством отобрал у них урожай и добро. Они называли нарочитых (знатных) жён, якобы скрывавших у себя кто — жито, кто — мёд, кто — рыбу, кто — меха, а следовавшие за волхвами триста человек грабили их. Так волнение докатилось до Белоозера. Тогда воевода князя Святослава — среднего Ярославича, правившего волостью изгнанного Изяслава, — явился со своими отроками (дружинниками) в Белоозеро и пригрозил, что если им не выдадут волхвов, то будет он кормиться в городе целый год. Белоозерцы схватили волхвов, и воевода начал разбирательство. Он сказал, что человек не может колдовством отобрать урожай, волхвы же настаивали на своём, заявляя, что им известна природа человека. Они поведали воеводе миф о сотворении человека: Бог мылся в бане, отёрся ветошкой и бросил её с небес на землю. Сатана сделал из неё человека, а Бог вложил в него душу. (Это едва ли не единственный миф, приведённый русским летописцем: монахи, составлявшие летописи, остерегались рассказывать о деяниях бесов, каковыми считались языческие боги.)
Правда, миф о сотворении человека, переданный волхвами, нельзя считать языческим: такую мифологию, где сатана участвует в сотворении материального мира, распространяли еретики — богомилы в Болгарии, а в XI в. и во всей Европе. Недаром воевода обличал волхвов — те поклоняются не Богу, а сатане. Волхвы рассчитывали на то, что воевода не станет расправляться с ними, ведь они были смердами (подданными) самого князя и подлежали его суду. Но тот помнил о заповедях Русской Правды, а потому позволил казнить волхвов родичам женщин, убитых восставшими, иными словами, осуществить право кровной мести. Гибель волхвов должна была показать бунтовщикам, что волхвы были лжепророками, ибо не могли предвидеть даже собственной смерти.
Полагают, что киевское восстание и движение волхвов в 1072 г. в Вышгороде, где братья — князья с митрополитом и епископами торжественно перезахоронили мощи Бориса и Глеба, привели к расширению Русской Правды. Ярославичи на совете со старшими дружинниками — боярами полностью отменили кровную месть, заменив её штрафом — вирой. Но прежде всего князья, конечно, заботились о своих владениях и слугах, страдавших во время бунтов. За убийство княжего огнищанина — домоправителя (от слова «огнище» — «очаг») или тиуна — сборщика податей и недоимок устанавливалась вира 80 гривен, жизнь же смерда — лично свободного земледельца и холопа — оценивалась в пять гривен. Если убийца не был обнаружен, ответственность несла община, на чьей земле произошло преступление. Завершался свод законов перечислением той доли, какую имели от исполнения судебных обязанностей мечник, князь и церковные власти (им положена была десятина от княжеских доходов).