Влияние Византии
После Крещения Руси и особенно разделения Церкви (схизмы) на Православную и латинскую Католическую (1054 г.) русская христианская культура развивалась под влиянием Византии. Деятели русской церкви и монахи — книжники (к которым относились и летописцы) усердно воспринимали суровые нормы греческого монастырского быта: античное наследие, сохранённое христианской Византией, практически не привилось на Руси как пережиток «язычества» — бесовщины. К «бесовским» относились Церковью и народные обряды, и «латинская» культура Западной Европы. Фольклор — народный обычай — воспринимался ею как языческий пережиток: в поучениях церковники обвиняли участников народных действ в идолопоклонстве. Пиршества с возлияниями, обычные для народных календарных праздников, считались жертвоприношениями античному божеству виноделия и возрождения природы — Дионису. Русские христиане, участвовавшие в подобных гуляниях, осуждались как двоеверцы, тайно поклонявшиеся идолам. Впрочем, само понятие «двоеверие» было заимствовано из греческой традиции и первоначально — у Феодосия Печерского — применялось к тем, кто колебался между греческими «латинским» (католическим) обрядом. Такие сомнения, видимо, одолевали многих на Руси после схизмы — ведь сам изгнанный киевский князь Изяслав искал помощи у Папы Римского.