Верования Половцев
Поклонялись половцы небесным светилам, огню, духам, они обожествляли животных, реки, горы. У них были шаманы (по-кыпчакски «камы»), совершавшие обряды и гадавшие по звёздам, камням, бараньим лопаткам и т. п. Жреческие обязанности исполняли и ханы. Главным божеством, Владыкой Верхнего мира, у тюркских народов являлся Тенгри (Бог Неба). Общение с соседними народами привело к восприятию некоторыми кочевниками мусульманства (среди кыпчаков) и христианства (среди половцев). В православие и католицизм переходили не только поодиночке, но и целыми родами. Обычно к этому люди склонялись в тяжёлые годины. Известны по летописям половцы с христианскими именами: Василий, Юрий, Борис. Но по-настоящему христианами становились только те из них, которые поселялись на Руси, в Венгрии, Болгарии и других христианских странах. Те же, кто жил в степях, по сути продолжали исповедовать язычество.
Первоначально, когда кыпчаки обитали в зауральских степях, умерших хоронили в прямоугольных ямах головой на восток. С усопшими клали оружие, украшения, котёл с запасом пищи и другие вещи, необходимые ему и в ином мире; иногда в его руки вкладывали сосуд. Захоронения часто совершали в гробах либо могилу накрывали плахами. Рядом с усопшим (или в отдельной яме) оставляли целую тушу коня, как правило взнузданного и осёдланного. Над могилой воздвигали курган из камней или обкладывали камнями земляную насыпь. Ещё в составе Кимакского каганата в результате смешения с другими кочевыми племенами обряд погребений у кыпчаков начал меняться. Коней, а затем и покойников стали хоронить головой на запад, причём вместо целого коня клали его чучело с ногами, отчленёнными по колено, часто на приступках; каменные насыпи заменили земляные. В изменении обычая просматривается влияние печенегов и гузов. Смешение кыпчаков с другими этносами подтверждают и данные антропологии. Пришедшие в южнорусские степи кыпчаки через несколько поколений превратились в иной народ.
Францисканский монах Гильом Рубрук, проезжая через куманские степи в 50-х гг. XIII в., писал: «Я видел недавно одного умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей по четыре с каждой стороны мира; и они поставили перед ним для питья кумыс, для еды мясо…». В жертву приносили коней — их съедали за упокойной триз — ной, а голову, ноги, кожу и хвост клали в могилу или вывешивали над курганом, говоря: «Это его лошади, на которых он поедет в рай». Убитых врагов изображали в виде камней либо грубо обработанных статуй (балбалов), тоже помещая над могилами: «Вот его отроки, которые будут ему служить в раю». Цепочки балбалов нередко тянулись на большие расстояния. Примечательно, что по языческому обряду погребали крещёного кумана.
Кроме курганов половцы сооружали святилища — в память богатых и знатных соплеменников. Они были, как правило, квадратными и огораживались каменными плитами или деревянным частоколом. Иногда вокруг них ставились сделанные из дерева либо камня изображения животных, которые должны были сопровождать его в иной жизни. В центре святилища на высоком месте водружалась статуя умершего предка. Изваяния из камня (были, безусловно, и деревянные скульптуры, но по понятным причинам их сохранилось очень мало), некогда во множестве разбросанные в степях Северного Причерноморья, Крыма, Подонья, Предкавказья и Поволжья, обычно называют «каменными бабами». Эти скульптуры не были надмогильными памятниками, а воплощали культ умерших предков. По сообщениям восточных и западноевропейских путешественников, около изваяний совершались обряды и поминальные пиры. Азербайджанский поэт XII в. Низами писал: «Все племена кыпчаков, когда попадают туда, сгибаются вдвое перед этой единственной в своём роде статуей. Пешком ли зайдут они туда с пути или верхом, поклонятся ей, как творцу. Всадник, который подгонит к ней коня, кладёт стрелу из колчана в честь её. Пастух, который заведёт стадо, опускает перед ней овцу».
Обычай сооружать небольшие святилища-оградки со статуями почитаемых предков являлся отличительной чертой кыпчаков с конца IX в. В то время каменные изваяния представляли собой простые неровные стелы, часто без всякой проработки тела с прочерченными лицами. Женские фигуры встречались редко. Для всех статуй характерна статичная поза, в сложенных на животе руках человек держит сосуд, предназначенный, вероятно, для тризны. Скульптуры изображали как стоящих, так и сидящих людей и, по-видимому, раскрашивались. Мужские изваяния представали обычно в шлеме и с оружием, часто с нагрудными бляхами и ремнями. Женские — в сложных головных уборах, причёсках, украшениях, с орнаментом на одежде. Позднее женских каменных изваяний стало даже больше, чем мужских, что свидетельствует о важной роли женщины в половецком обществе. Вероятно, после гибели мужа жена нередко становилась главой семьи и даже рода. В одном кургане в Донецкой области рядом с такой женщиной раскопан скелет коня, сама умершая обряжена в диадему и другие драгоценности; в её правую руку вложен нож. Возле головы стоял кувшин, вокруг которого были рассыпаны зёрна проса. (Такой обряд был распространён в Средние века: считалось, что если покойник восстанет из могилы, то примется сначала собирать и считать зерно.) Из всех тюркских народов только половцы достигли такого мастерства и совершенства в изготовлении статуй. Кыпчаки, населявшие степи к востоку от Волги, делали менее правдоподобные изваяния.