Культура Руси

Верования Половцев

Половцы

Костяные резные накладки на луку седла. Краснодарский край, окрестности Анапы. Последняя четверть XI—XII в. ГИМ.

Костяные резные накладки на луку седла. Краснодарский край, окрестности Анапы. Последняя четверть XI—XII в. ГИМ.

 

Поклонялись половцы небесным светилам, огню, духам, они обожествляли животных, реки, горы. У них были шаманы (по-кыпчакски «камы»), совершавшие обряды и гадавшие по звёздам, камням, бараньим лопаткам и т. п. Жреческие обязанности исполняли и ханы. Главным божеством, Вла­дыкой Верхнего мира, у тюркских народов являлся Тенгри (Бог Неба). Общение с соседними народами привело к вос­приятию некоторыми кочевниками мусульманства (среди кыпчаков) и христианства (среди половцев). В православие и католицизм переходили не только поодиночке, но и це­лыми родами. Обычно к этому люди склонялись в тяжёлые годины. Известны по летописям половцы с христианскими именами: Василий, Юрий, Борис. Но по-настоящему хрис­тианами становились только те из них, которые поселялись на Руси, в Венгрии, Болгарии и других христианских стра­нах. Те же, кто жил в степях, по сути продолжали испо­ведовать язычество.

Первоначально, когда кыпчаки обитали в за­уральских степях, умерших хоронили в прямоугольных ямах головой на восток. С усопшими клали оружие, украшения, котёл с запасом пищи и другие вещи, необходимые ему и в ином мире; иногда в его руки вкладывали сосуд. Захоронения часто совершали в гробах либо могилу накрывали плахами. Рядом с усопшим (или в отдельной яме) оставляли целую тушу коня, как пра­вило взнузданного и осёдланного. Над могилой воздвигали курган из камней или обкладывали камнями земляную насыпь. Ещё в составе Кимакского каганата в результате смешения с другими кочевыми племенами обряд погре­бений у кыпчаков начал меняться. Коней, а затем и по­койников стали хоронить головой на запад, причём вместо целого коня клали его чучело с ногами, отчленёнными по колено, часто на приступках; каменные насыпи заменили земляные. В изменении обычая просматривается влияние печенегов и гузов. Смешение кыпчаков с другими этно­сами подтверждают и данные антропологии. Пришедшие в южнорусские степи кыпчаки через несколько поколений превратились в иной народ.

Францисканский монах Гильом Рубрук, проезжая через куманские степи в 50-х гг. XIII в., писал: «Я видел недавно одного умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей по четыре с каждой стороны мира; и они поставили перед ним для питья кумыс, для еды мясо…». В жертву приносили коней — их съедали за упокойной триз — ной, а голову, ноги, кожу и хвост клали в могилу или выве­шивали над курганом, говоря: «Это его лошади, на которых он поедет в рай». Убитых врагов изображали в виде камней либо грубо обработанных статуй (балбалов), тоже поме­щая над могилами: «Вот его отроки, которые будут ему слу­жить в раю». Цепочки балбалов нередко тянулись на боль­шие расстояния. Примечательно, что по языческому обряду погребали крещёного кумана.

Кроме курганов половцы сооружали святилища — в память бога­тых и знатных соплеменников. Они были, как правило, квад­ратными и огораживались каменными плитами или деревян­ным частоколом. Иногда вокруг них ставились сделанные из дерева либо камня изображения животных, которые должны были сопровождать его в иной жизни. В центре святилища на высоком месте водружалась статуя умершего предка. Изва­яния из камня (были, безусловно, и деревянные скульптуры, но по понятным причинам их сохранилось очень мало), некогда во множестве разбросанные в степях Северного При­черноморья, Крыма, Подонья, Предкавказья и Поволжья, обычно называют «каменными бабами». Эти скульптуры не были надмогильными памятниками, а воплощали культ умерших предков. По сообщениям восточных и западноев­ропейских путешественников, около изваяний совершались обряды и поминальные пиры. Азербайджанский поэт XII в. Низами писал: «Все племена кыпчаков, когда попадают туда, сгибаются вдвое перед этой единственной в своём роде ста­туей. Пешком ли зайдут они туда с пути или верхом, покло­нятся ей, как творцу. Всадник, который подгонит к ней коня, кладёт стрелу из колчана в честь её. Пастух, который заведёт стадо, опускает перед ней овцу».

Обычай сооружать небольшие святилища-оградки со статуями почитаемых предков являлся отличительной чертой кыпчаков с конца IX в. В то время каменные изваяния представ­ляли собой простые неровные стелы, часто без всякой про­работки тела с прочерченными лицами. Женские фигуры встречались редко. Для всех статуй характерна статичная поза, в сложенных на животе руках человек держит сосуд, предназначенный, вероятно, для тризны. Скульптуры изображали как стоящих, так и сидящих людей и, по-видимому, раскрашивались. Мужские изваяния представали обычно в шлеме и с оружием, часто с нагрудными бляхами и рем­нями. Женские — в сложных головных уборах, причёс­ках, украшениях, с орнаментом на одежде. Позднее жен­ских каменных изваяний стало даже больше, чем мужских, что свидетельствует о важной роли женщины в половец­ком обществе. Вероятно, после гибели мужа жена нередко становилась главой семьи и даже рода. В одном кургане в Донецкой области рядом с такой женщиной раскопан скелет коня, сама умершая обряжена в диадему и другие дра­гоценности; в её правую руку вложен нож. Возле головы стоял кувшин, вокруг которого были рассыпаны зёрна проса. (Такой обряд был распространён в Средние века: считалось, что если покойник восстанет из могилы, то примется сна­чала собирать и считать зерно.) Из всех тюркских народов только половцы достигли такого мастерства и совершенства в изготовлении статуй. Кыпчаки, населявшие степи к вос­току от Волги, делали менее правдоподобные изваяния.