Утаенные сокровища
Сокровища и клады древней Руси
О самых ярких образцах прикладного искусства Древней Руси XI—XIII вв. можно судить благодаря кладам женских украшений, найденным в разных городах. К тому времени образовавшееся в конце IX в. Древнерусское государство выдвинулось в ряд передовых стран средневековой Европы. Это была земля многочисленных богатых городов, самобытной и выразительной культуры и высокоразвитого художественного ремесла.
Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, доступной только лучшим мастерам золотых и серебряных дел, обусловил расцвет городского ремесла, и прежде всего в Киеве. Именно в этом древнерусском центре и были раскопаны необычайно интересные и богатые клады, дающие чёткое представление об уровне прикладного искусства домонгольской Руси, о духовном мире людей того времени, об удивительном техническом мастерстве златокузнецов.
Подобные клады стали находить уже в начале XIX в. и продолжают их обнаруживать в наши дни (два Гнёздовских клада Х в., 1993 и 2001 гг.; клады из Старой Рязани, 1970 и 1992 гг.; Москвы, 1988 г.). Как правило, их обнаруживают случайно. Владельцы сокровищ зарывали клады в землю, прятали в своих усадьбах, в землянках, под печкой, в тайниках церковных оград. Наглядный пример тому — клад, найденный в 1842 г. в Киеве при возведении новой Десятинной церкви: в нём оказалось так много золотых и серебряных сосудов, а также великолепных украшений, что их поместили в два мешка. Этот клад, по-видимому, скрыли в апсиде старой Десятинной церкви, а нашли его, когда ровняли землю под строительство нового храма. Не менее примечательна и история другого клада — в 1851 г. известный российский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров производил раскопки курганного могильника близ деревни Исады около Суздаля и в одной из насыпей, под дёрном обнаружил знаменитое суздальское оплечье, спешно запрятанное в очень древний курган.
Зарывая свои накопления, владельцы помещали их в сосуды, заворачивали в ткань, кожу или берёсту. Горшки накрывали другими сосудами, плитками от пола, керамическими обломками. Так, на сосуд, куда поместили Святозерский клад (бывшая Черниговская губерния), сверху положили железную сковороду. Нередко с ценностями клали замки, явно имевшие магическое значение, призванные «запирать» сокровище.
В землях, постоянно страдавших из-за княжеских междоусобиц или нападений кочевников, а также подвергшихся опустошительному нашествию монголо-татарских полчищ, что обрушились на Русь в первой четверти XIII в., большинство драгоценностей приходилось прятать в последний момент. Сохранилось очень немногое — огромное количество ценностей погибло ещё в древности, некоторые вещи исчезали уже после извлечения сокровищ из тайников. Редкие клады дошли до музейных собраний полностью. Одним из них оказался клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1903 г.), почти все роскошные вещи которого были тщательно собраны и переданы в Исторический музей в Москве.