Культура Руси

Утаенные сокровища

Сокровища и клады древней Руси

Золотые височные трёхбусинные кольца, украшенные зернью и сканью. Городище Княжья гора, бывшая Киевская губерния. XII в. ГИМ.

Золотые височные трёхбусинные кольца, украшенные зернью и сканью. Городище Княжья гора, бывшая Киевская губерния. XII в. ГИМ.

О самых ярких образцах прикладного искусства Древней Руси XI—XIII вв. можно судить благодаря кладам женских укра­шений, найденным в разных городах. К тому времени обра­зовавшееся в конце IX в. Древнерусское государство выдви­нулось в ряд передовых стран средневековой Европы. Это была земля многочисленных богатых городов, самобыт­ной и выразительной культуры и высокоразвитого художественного ремесла.

Появление украшений, выполненных в сложнейшей технике, доступной только лучшим мастерам золотых и серебря­ных дел, обусловил расцвет городского ремесла, и прежде всего в Киеве. Именно в этом древнерусском центре и были раскопаны необычайно интересные и богатые клады, даю­щие чёткое представление об уровне прикладного искусства домонгольской Руси, о духовном мире людей того времени, об удивительном техническом мастерстве златокузнецов.

Подобные клады стали находить уже в начале XIX в. и про­должают их обнаруживать в наши дни (два Гнёздовских клада Х в., 1993 и 2001 гг.; клады из Старой Рязани, 1970 и 1992 гг.; Москвы, 1988 г.). Как правило, их обна­руживают случайно. Владельцы сокровищ зарывали клады в землю, прятали в своих усадьбах, в землянках, под печ­кой, в тайниках церковных оград. Наглядный пример тому — клад, найденный в 1842 г. в Киеве при возведении новой Десятинной церкви: в нём оказалось так много золо­тых и серебряных сосудов, а также великолепных украше­ний, что их поместили в два мешка. Этот клад, по-види­мому, скрыли в апсиде старой Десятинной церкви, а нашли его, когда ровняли землю под строительство нового храма. Не менее примечательна и история другого клада — в 1851 г. известный российский археолог граф Алексей Сер­геевич Уваров производил раскопки курганного могильника близ деревни Исады около Суздаля и в одной из насыпей, под дёрном обнаружил знаменитое суздальское оплечье, спешно запрятанное в очень древний курган.

Зарывая свои накопления, владельцы помещали их в сосуды, заворачивали в ткань, кожу или берёсту. Горшки накры­вали другими сосудами, плитками от пола, керамическими обломками. Так, на сосуд, куда поместили Святозерский клад (бывшая Черниговская губерния), сверху положили железную сковороду. Нередко с ценностями клали замки, явно имевшие магическое значение, призванные «запи­рать» сокровище.

В землях, постоянно страдавших из-за княжеских междоусобиц или нападений кочевников, а также подвергшихся опусто­шительному нашествию монголо-татарских полчищ, что обрушились на Русь в первой четверти XIII в., большинство драгоценностей приходилось прятать в последний момент. Сохранилось очень немногое — огромное количество цен­ностей погибло ещё в древности, некоторые вещи исче­зали уже после извлечения сокровищ из тайников. Редкие клады дошли до музейных собраний полностью. Одним из них оказался клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1903 г.), почти все роскошные вещи которого были тщательно собраны и переданы в Истори­ческий музей в Москве.