Торговля и строительство в Волжской Болгарии
Богатство и процветание Волжской Болгарии во многом зависели от успешной торговли, которую вели болгарские купцы со странами Востока, Запада и северными народами. Известным торговым центром был Болгар, расположенный на берегу Волги. Сюда приплывали купеческие корабли и приходили караваны для совершения крупных сделок. Арабский автор ал-Мукаддаси привёл обширный список товаров, вывозимых из Волжской Болгарии через Хорезм: «меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, юфть, мёд, орехи, барсы [гончие собаки], мечи, кольчуги, славянские невольники, овцы, рогатый скот». Интересно, что особо отмечены такие продукты, как белужий клей и бобровая струя — пахучая жидкость, выделяемая железами у основания хвоста бобра. Белужий клей применялся, в частности, для склейки луков, а из бобровой струи делали духи и дорогое мыло (как и ныне).
Болгарские меха славились на всём Востоке, многие авторы отмечали, что они самые тёплые. Бобр и куница добывались в самой Болгарии и поступали из Руси. Земли буртасов славились чернобурыми лисицами. Собольи и горностаевые шкурки болгарские купцы вывозили из северных земель, населённых народами вису и йура (возможно, весь и югра). Торговля с ними была меновой, для чего использовались ножи, гарпуны, другие железные изделия, одежда, соль. Болгары, получая от такого обмена хорошую прибыль, стремились не допустить в эти земли прочих купцов. Поэтому они не разрешали народам вису и йура приезжать в Болгар, а среди иноземных купцов распространяли слухи о дикости и жестокости северных народов.
Для торговли с развитыми странами Востока в ход шли арабские и персидские дирхемы. С X в. в Волжской Болгарии начали чеканить собственную монету. Болгарские дирхемы имели широкое хождение наряду с монетами иных государств.
Являясь посредниками в торговле между Западом и Востоком, болгарские купцы основывали торгово-ремесленные фактории, часто удалённые от центра, например в Пермском крае и в дельте Волги (городище Самосделка, Астраханская область). Здесь обнаружены остатки большого города (площадь около 2 кв. км), построенного на острове, со всех сторон окружённого протоками Волги. Город возник в начале X в. или, возможно, в конце IX в. и просуществовал до золотоордынского времени. (Это открытие полностью изменило представления о развитии всего Волго-Каспийского региона, так как прежде считалось, что города появились на Нижней Волге только в золотоордынское время.) В слоях X в. здесь найдено круглое в плане юртообразное жилище. Пол его был заглублён в землю и выстлан досками, по краям котлована воткнуты деревянные жерди, образовывавшие коническую крышу с перекрытием из камыша и глиняной обмазки. У входа, под полом, были положены два бараньих альчика. Традиция закладывать альчики в качестве оберега у порога в юрту существовала у многих кочевых народов. Альчик у тюрок являлся символом скотоводства, благополучия, богатства. Он служил оберегом, талисманом, обрядовым предметом. (Монголы закапывают альчик с последом ребёнка под порогом при рождении мальчика.)
Другие постройки этого времени были турлучными. Позднее, в XI—XIII вв., дома строились из сырца и обожжённого кирпича. Поражает обилие кирпичных построек, явно принадлежавших простым горожанам. Кирпич, использовавшийся для возведения стен и внутренних конструкций, весь был различного формата, битый и со следами старого раствора — вероятно, горожане разбирали для своих нужд какие-то монументальные кирпичные постройки более раннего периода. Дома домонгольского времени были небольшими, рассчитанными на одну семью. Вдоль стен в них делались узкие скамьи — суфы, стенки которых складывались из обломков тех же кирпичей, а середина забивалась землёй. Сверху вся эта конструкция обмазывалась глиной. Отапливались жилища при помощи очагов или тандыров — круглых печек, служивших также для выпечки лепёшек. В некоторых домах от печек отходили горизонтальные дымоходы — каны. Дым из печей, проходя по каналам кана, дополнительно обогревал помещение.
В одном из таких домов рядом с тандыром обнаружен «сервиз» на одну персону — горшочек с крышкой, а рядом — кувшинчик для напитка. Там же в углу найден своеобразный «кладик»: в маленькой ямке очень плотно лежали 48 альчиков с насечками — набор для игры.
Самосдельское городище являлось крупным центром ремесленного производства. Здесь выплавлялись железо и медь, развивалось стеклоделие. Поистине огромного размаха достигло керамическое производство. Керамика поражает обилием форм и способов декора. Гончарная посуда — красноглиняная хорошего обжига, часто с лощением и ангобом, несомненно сделана болгарскими мастерами непосредственно на месте. Масштабы этого производства позволяют говорить о тесных связях Самосдельского городища с Волжской Болгарией в X—XII вв. и о наличии значительного количества болгар среди местного населения. Грубая лепная керамика из плохо промешенного теста — горшки, котлы, сковороды, кружки, крышки горшков и тандыров, украшенные разнообразным орнаментом с помощью ногтей и пальцев, наколов камышинкой и полой косточкой, отпечатков зубчатого штампа, — произведена гузами.
Неизвестно, как назывался город на месте Самосделки в X в., однако в XII в. многие восточные авторы и русские летописи упоминают Саксин, расположенный в низовьях Волги. Арабский путешественник андалусского происхождения Абу Хамид ал-Гарнати, проживший там около 20 лет, писал: «Саксин — это город гузов, однако в нём проживают и булгары, у которых здесь есть свой квартал и своя соборная мечеть». Вероятно, Саксин находился именно здесь.
Болгарам удалось отбить натиск монголо-татар, появившихся у границ Волжской Болгарии в 1223 г. после битвы на Калке. Но ей пришлось первой в 1236 г. принять удар полчищ Батыя, мстившего за непокорность.