Тмутаракань (Херсон) в русской истории.
Тмутаракань (античная Гермонасса, хазарская Таматарха) — город на Таманском полуострове, в центре древнего Боспорского царства, ненадолго (до конца XI в.) оказался под властью русских князей. Им овладел Святослав Игоревич в 60-х гг. Х в. после разгрома Хазарии. Тмутараканское княжество, будучи отдалённым, являлось очень важным для Руси, поскольку обеспечивало выход Руси в Боспор и бассейн Чёрного моря. Вот как описывает «Повесть временных лет» под 1022 г. борьбу князя Тмутараканского Мстислава Владимировича с касожским (некогда так называли адыгов) князем: «В то время Мстислав, находясь в Тмуторокане, пошёл на касогов. Услышав об этом, князь касожский Редедя вышел ему навстречу, и, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради будем мы губить наши дружины? Сойдёмся и поборемся сами, и если одолеешь ты, то возьмёшь имущество моё, и жену мою, и детей моих, и землю мою; если я одолею, то я возьму твоё всё». И сказал Мстислав: „Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбою». И стали крепко бороться, и долго боролись, ибо был велик и силён Редедя. Мстислав в случае победы мысленно обещал построить церковь, а затем ударил Редедю о землю, и, выхватив нож, зарезал Редедю, и пошёл в землю его, взял всё его имущество, и жену его, и детей его и дань возложил на касогов».
Тмутаракань была связана и с другими драматическими событиями русской истории. В городе уцелели остатки сырцовой оборонительной стены толщиной 7,6 м. По всей видимости, её построили ещё при хазарах, а следы большого пожара, возможно, связаны с походом князя Святослава Игоревича против хазар в 965 — 966 гг. Следы второго пожара (первая четверть XIII в.) явно отражают последствия нашествия монголов, которые потребовали буквально срыть стены с поверхности земли.
Из городских построек наиболее монументальной была церковь Рождества Богородицы, возведённая князем Мстиславом Владимировичем в 20-х гг. XI в. Стены её были сложены из плинфы — плоского византийского кирпича, отштукатурены и покрыты изнутри фресками. Кроме неё в городе стояло несколько десятков жилых домов из сырцового кирпича на каменном цоколе. В стенах и фундаменте некоторых зданий обнаружены иудейские надгробия с изображениями семисвечников.
Остатки керамики красноречиво свидетельствуют о широких торговых и культурных связях Тмутаракани с другими уголками Византийской империи: Константинополем, Коринфом, Родосом, Фессалониками. Известны на городище и древнерусские горшки периода Тмутараканского княжества, изготовленные на гончарном круге. Принадлежности византийской цивилизации и быта, редко попадавшие в древнерусские города, здесь изобиловали — жители Тмутаракани пользовались даже поливной византийской посудой.
На рубеже X—XI вв. Боспор получил имя Корчев (созвучное современному названию этого города — Керчь). Впервые оно было обозначено на знаменитом Тмутараканском камне, где сказано, что русский князь Глеб Святославич в декабре 1067 г. или январе 1068 г. измерял расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду Керченского пролива (и намерил 14000 саженей). Название Корчев упоминается и в Житии Стефана Сурожского и, очевидно, связано с проливом (оно могло произойти от др. – слав. «къркъ» — «горло»). Город действительно стоит на берегу горлообразного пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря. (Существуют, впрочем, и другие варианты: от «корчевать» и от «кърчии» — «кузнец».)
Период с XI по XIII в. практически не нашёл отражения в письменных источниках — все основные исторические события обходили стороной этот забытый богом и людьми утолок. Но на помощь историкам пришли археологи: к северу от церкви Иоанна Предтечи, в центре современной Керчи, был открыт целый квартал, выстроенный в провинциально-византийском стиле. Он возник после изгнания в IX в. византийскими войсками хазар из города. Хазарская крепость, а вместе с ней и город оказались почти разрушены, и даже поверхность земли перед началом нового строительства была перекрыта мощным слоем белого суглинка. На этой своеобразной «подушке» и возведён византийский город. Небольшие дома (площадью около 50 кв. м), в том числе двухэтажные, тянулись вдоль двух перпендикулярных улиц, вымощенных обломками разбитой посуды.
Археологи обнаружили и остатки городского кладбища. В захоронениях найдены кожаные плетёные подвески из перевитых проволокой «узелков счастья», что свидетельствует о присутствии в XII—XIII вв. тюркоязычных народов в Боспоре (Корчеве). А вот русского влияния проследить не удалось. Лишь в древнейшем горизонте кладбища на груди покойника нашлась серебряная монета Олега Михаила, отчеканенная в 1078 г., во время первого пребывания князя в Тмутаракани. Впрочем, вряд ли удастся выяснить, каким образом единственная русская монета попала в византийский город. Возможно, Корчев, действительно какое-то время находился под русским протекторатом. Сторонники этой версии особо упирают на то, что князь Глеб мерил море именно между двумя городами своего княжества, а не между пограничными крепостями различных государств…
В начале XII в. город подвергся сильному разрушению от нашествия очередной орды кочевников — половцев. Вскоре его восстановили, но, хотя планировка и не претерпела практически никаких изменений, он выглядел довольно жалко. Не случайно автор «Слова о полку Игореве» назвал Тмутаракань, а значит, и соседний Корчев вместе с Сурожем и Корсунью «землями незнаемыми».