Культура Руси

Тмутаракань (Херсон) в русской истории.

Тмутаракань (Херсон)

Красноглиняный кувшин с граффити. Тмутаракань. Х в. ГИМ.

Красноглиняный кувшин с граффити. Тмутаракань. Х в. ГИМ.

 

Тмутаракань (античная Гермонасса, хазарская Таматарха) — город на Таманском полуострове, в центре древнего Боспорского царства, ненадолго (до конца XI в.) оказался под властью русских князей. Им овладел Святослав Игоревич в 60-х гг. Х в. после разгрома Хазарии. Тмутараканское княжество, будучи отдалённым, являлось очень важным для Руси, поскольку обеспечивало выход Руси в Боспор и бас­сейн Чёрного моря. Вот как описывает «Повесть временных лет» под 1022 г. борьбу князя Тмутараканского Мстислава Владимировича с касожским (некогда так называли ады­гов) князем: «В то время Мстислав, находясь в Тмуторокане, пошёл на касогов. Услышав об этом, князь касожский Редедя вышел ему навстречу, и, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради будем мы губить наши дружины? Сойдёмся и поборемся сами, и если одолеешь ты, то возьмёшь имущество моё, и жену мою, и детей моих, и землю мою; если я одолею, то я возьму твоё всё». И сказал Мстислав: „Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбою». И стали крепко бороться, и долго боролись, ибо был велик и силён Редедя. Мстислав в случае победы мысленно обещал построить церковь, а затем ударил Редедю о землю, и, выхватив нож, заре­зал Редедю, и пошёл в землю его, взял всё его имущество, и жену его, и детей его и дань возложил на касогов».

Тмутаракань была связана и с другими драматическими событиями русской истории. В го­роде уцелели остатки сырцовой оборонительной стены толщиной 7,6 м. По всей видимости, её построили ещё при хазарах, а следы большого пожара, возможно, связаны с походом князя Свя­тослава Игоревича против хазар в 965 — 966 гг. Следы второго пожара (первая четверть XIII в.) явно отражают последствия нашествия монголов, которые потребовали буквально срыть стены с поверх­ности земли.

Из городских построек наиболее монументальной была церковь Рождества Богородицы, возведённая князем Мстиславом Владимировичем в 20-х гг. XI в. Стены её были сложены из плинфы — плоского византийского кирпича, отштукатурены и покрыты изнутри фресками. Кроме неё в городе стояло несколько десятков жилых домов из сырцового кирпича на каменном цоколе. В сте­нах и фундаменте некоторых зданий обнаружены иудейские надгробия с изображениями семисвечников.

Остатки керамики красноречиво свидетельствуют о широких торговых и культурных связях Тмутаракани с дру­гими уголками Византийской империи: Константино­полем, Коринфом, Родосом, Фессалониками. Известны на городище и древнерусские горшки периода Тмутараканского княжества, изготовленные на гончарном круге. Принадлежности византийской цивилизации и быта, редко попадавшие в древнерусские города, здесь изо­биловали — жители Тмутаракани пользовались даже поливной византийской посудой.

На рубеже X—XI вв. Боспор получил имя Корчев (созвучное современному названию этого города — Керчь). Впервые оно было обозначено на знамени­том Тмутараканском камне, где сказано, что русский князь Глеб Святославич в декабре 1067 г. или январе 1068 г. измерял расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду Керченского пролива (и намерил 14000 саже­ней). Название Корчев упоминается и в Житии Стефана Сурожского и, очевидно, связано с проливом (оно могло произойти от др. – слав. «къркъ» — «горло»). Город дей­ствительно стоит на берегу горлообразного пролива, соеди­няющего Чёрное и Азовское моря. (Существуют, впрочем, и другие варианты: от «корчевать» и от «кърчии» — «куз­нец».)

Княжеский знак — двузубец - Святослава на осколке керамики. Тмутаракань. XI—XII вв. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Княжеский знак — двузубец - Святослава на осколке керамики. Тмутаракань. XI—XII вв. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Период с XI по XIII в. практически не нашёл отражения в пись­менных источниках — все основные исторические события обходили стороной этот забытый богом и людьми утолок. Но на помощь историкам пришли археологи: к северу от церкви Иоанна Предтечи, в центре современной Керчи, был открыт целый квартал, выстроенный в провинциально-византий­ском стиле. Он возник после изгнания в IX в. византийскими войсками хазар из города. Хазарская крепость, а вместе с ней и город оказались почти разрушены, и даже поверх­ность земли перед началом нового строительства была перекрыта мощным слоем белого суглинка. На этой своеобраз­ной «подушке» и возведён византийский город. Небольшие дома (площадью около 50 кв. м), в том числе двухэтажные, тянулись вдоль двух перпендикулярных улиц, вымощенных обломками разбитой посуды.

Археологи обнаружили и остатки городского кладбища. В захоро­нениях найдены кожаные плетёные подвески из перевитых проволокой «узелков счастья», что свидетельствует о при­сутствии в XII—XIII вв. тюркоязычных народов в Боспоре (Корчеве). А вот русского влияния про­следить не удалось. Лишь в древнейшем горизонте кладбища на груди покойника нашлась серебряная монета Олега Михаила, отчеканенная в 1078 г., во время первого пребывания князя в Тмутаракани. Впрочем, вряд ли удастся выяснить, каким обра­зом единственная русская монета попала в визан­тийский город. Возможно, Корчев, действительно какое-то время находился под русским протекто­ратом. Сторонники этой версии особо упирают на то, что князь Глеб мерил море именно между двумя городами своего княжества, а не между погранич­ными крепостями различных государств…

В начале XII в. город подвергся сильному разруше­нию от нашествия очередной орды кочевни­ков — половцев. Вскоре его восстановили, но, хотя планировка и не претерпела практически никаких изменений, он выглядел довольно жалко. Не случайно автор «Слова о полку Игореве» назвал Тмутаракань, а значит, и соседний Корчев вместе с Сурожем и Корсунью «землями незнаемыми».