Техника перегородчатой эмали в древней Руси
Сокровища и клады древней Руси
Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и серебра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перегородчатой эмали и чернь.
Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника перегородчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из парных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использование образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегородчатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с перегородками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.
В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украшались предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В последнем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для лучшего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появились на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отделанный эмалью, надевали с парадным облачением, то серебряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпавшее образы и сюжеты из языческой древности.
Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелирную технику мастера изобрели, обратив внимание на свойство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Например, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с поверхностью, покрытой правильными рядами плотно посаженных нескольких сотен зёрнышек металла.
Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные технические приёмы, которыми они владели, не были утрачены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятилетия возродились с новой силой