Культура Руси

Техника перегородчатой эмали в древней Руси

Сокровища и клады древней Руси

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

Золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Найден в 1887 г. Первая половина XII в. ГРМ.

Именно предметы, превосходно сохранившиеся в кладах, лучше всего представляют творческие достижения древнерусских ремесленников и их технические возможности. Древние мастера прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и се­ребра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перего­родчатой эмали и чернь.

Эмальерное дело возникло в Киеве во второй половине XI в. и достигло своего расцвета в середине XII в. Техника пере­городчатой эмали происходит из Византии. Однако русские умельцы создали свои, очень своеобразные произведения. Выбор сюжетов, разработка необычных композиций из пар­ных птиц или сиринов по сторонам древа жизни, использо­вание образов святых для украшения колтов и барм — всё это появилось только в русском уборе. Техника перегород­чатой эмали, применяемая по преимуществу на изделиях из золота, отличалась необычайной сложностью и требовала от мастера большого умения. Для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с пере­городками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа тщательной полировкой готового изделия.

В технике черни чаще всего декорировали серебряные колты, браслеты-наручи, медальоны от барм и перстни. Украша­лись предметы чернью по-разному: ею или подчёркивали контур узора, прочерченного глубокой гравировкой, или создавали фон, чтобы ярче проступал рисунок. В послед­нем случае на пластине вручную выбирали углубление под фон, которое специально обрабатывалось резцом для луч­шего сцепления металла с черневой массой. Порошок черни заполнял углубление, затем вещь обжигалась в печи, и чернь прочно соединялась с основой. Чернёные украшения появи­лись на Руси довольно рано, расцвет этой ювелирной техники пришёлся на XII в., когда она существовала одновременно с перегородчатой эмалью. Однако если золотой убор, отде­ланный эмалью, надевали с парадным облачением, то сереб­ряный с чернью носили и в повседневной жизни. Именно потому в нём ярче отразилось народное искусство, черпав­шее образы и сюжеты из языческой древности.

Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.

Литые перстни из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. Вторая половина XII в. ГИМ.

Исстари широко употреблялась на Руси и скань. Эту ювелир­ную технику мастера изобрели, обратив внимание на свой­ство драгоценных металлов вытягиваться в тонкую ковкую нить. Скань могла быть как накладной, так и ажурной, если сами проволочки образовывали каркас изделия. Напри­мер, в трёхбусинных височных кольцах сложные ажурные бусины буквально сплетены из металлических нитей. Сканые узоры украшают многие колты, полукольца и рясны. Скань часто дополняется зернью из золота или серебра, напаянной на гладкую поверхность предмета или сканые колечки. Особенно нарядно смотрелись лучевые колты с по­верхностью, покрытой правильными рядами плотно поса­женных нескольких сотен зёрнышек металла.

Удивительное искусство древнерусских мастеров, сложные тех­нические приёмы, которыми они владели, не были утра­чены, несмотря на огромные разрушения, обрушившиеся на Русь с приходом монголо-татар, и через десятиле­тия возродились с новой силой