Культура Руси

Шедевр кузнечного искусства

Скандинавская культура и Русь

С мотивами саги о Вёлсунгах связан и шедевр древнерусского декоративного и кузнечного искусства, так называемый топорик Андрея Боголюбского. По форме он напоминает волжско-болгарский чекан. На щеках топорика с одной стороны изображён распространённый мотив двух птиц у древа жизни, с другой — типично скандинавский свернув­шийся дракон, пронзённый мечом. Очертания повержен­ного дракона напоминают славянскую буквицу «А» (почему он и был приписан князю по имени Андрей), силуэт соб­ственно Сигурда отсутствует.

Стальной церемониальный «топорик Андрея Боголюбского», насечённый листовым серебром по гравировке и украшенный стилизованной буквицей «А» в виде свернувшегося дракона, пронзённого мечом. Возможно, принадлежал четвёртому сыну Ярослава Мудрого – Всеволоду, чьим крестильным именем было Андрей. Первая половина  в. ГИМ.

Примечательно, что рунический камень из Древле и амулеты с Восточного пути представляют собой культовые языческие предметы в христианизированной Северной и Вос­точной Европе. Их появление нельзя объяснить просто «двоеверием». Тогда мотивы саги о Вёлсунгах, в первую очередь подвиги Сигурда, были обычны в христианском искусстве Скандинавии, в том числе в декоре норвежских церквей, а рунический камень, поставленный в Древле сыновьями в честь отца (как гласит надпись), был христи­анским памятником — в его центре высечен крест. Оче­видно, подвиги языческого героя Сигурда не считались однозначно противоречившими этике новых христиан, как и подвиги Зигфрида из рыцарской, но вполне хрис­тианской «Песни о Нибелунгах». Важно, что подобные знаки связаны с погребальным культом, с заботой о судьбе умершего. Ведь Сигурд не мог быть проводником в язы­ческий воинский рай — Вальхаллу; его ждала преиспод­няя, поскольку он не пал в битве, а был предательски убит. Но Сигурд достиг того, что более всего ценили викинги, — посмертной славы, и его фигура стала символичной для времени крушения привычных верований.