Культура Руси

Рождение ребенка на Руси (обычаи и пред­рассудки).

Культура христианской Руси

Одним из самых важных элементов в жизни древних славян считалось следование христианскому таинству — рождению ребёнка. Таинство рождения также было связано с рядом обычаев и пред­рассудков. Пытливый деятель русской церкви XII в. Кирик Новгородец выпи­сал из «худого номоканунца» (сборник канонов, не признаваемый Церковью) статью о том, что дитя, зачатое в пят­ницу, субботу или воскресенье, станет больным или преступным человеком. Новгородский архиепископ Нифонт с негодованием отвечал Кирику, что источник «вопрошания» — «ты книгы» — «годятся сжечи». Харак­терно и особое отношение к роженице как носительнице ритуальной нечис­тоты, затрагивающей не только мать и ребёнка, но и всё жилище, куда священник заходил лишь через три дня после родов, если его вымыли и в нём была прочитана молитва, сотворённая над осквернённым сосудом. Этот обычай, как и многие церковные требования риту­альной чистоты, восходит к нормам Ветхого Завета, но он совпадает с общеславянским представлением о нечистоте роженицы, которая должна была рожать не в доме, а в ри­туально нечистом месте — бане, хлеве и т. п. В этом религия приходских священников и средневековых «поселян», равно как и крестьян Нового времени, была скорее «единоверной». (Для неё типичен, в частности, и обычай открывать церков­ные врата при трудных родах.) Другое дело, как относилась к этому «фольклорному христианству» официальная Цер­ковь, особенно когда священники участвовали в народных действах — свадьбах, роженичных трапезах, посвящённых роду и роженицам, духам судьбы новорождённого и т. п.