Рождение ребенка на Руси (обычаи и предрассудки).
Одним из самых важных элементов в жизни древних славян считалось следование христианскому таинству — рождению ребёнка. Таинство рождения также было связано с рядом обычаев и предрассудков. Пытливый деятель русской церкви XII в. Кирик Новгородец выписал из «худого номоканунца» (сборник канонов, не признаваемый Церковью) статью о том, что дитя, зачатое в пятницу, субботу или воскресенье, станет больным или преступным человеком. Новгородский архиепископ Нифонт с негодованием отвечал Кирику, что источник «вопрошания» — «ты книгы» — «годятся сжечи». Характерно и особое отношение к роженице как носительнице ритуальной нечистоты, затрагивающей не только мать и ребёнка, но и всё жилище, куда священник заходил лишь через три дня после родов, если его вымыли и в нём была прочитана молитва, сотворённая над осквернённым сосудом. Этот обычай, как и многие церковные требования ритуальной чистоты, восходит к нормам Ветхого Завета, но он совпадает с общеславянским представлением о нечистоте роженицы, которая должна была рожать не в доме, а в ритуально нечистом месте — бане, хлеве и т. п. В этом религия приходских священников и средневековых «поселян», равно как и крестьян Нового времени, была скорее «единоверной». (Для неё типичен, в частности, и обычай открывать церковные врата при трудных родах.) Другое дело, как относилась к этому «фольклорному христианству» официальная Церковь, особенно когда священники участвовали в народных действах — свадьбах, роженичных трапезах, посвящённых роду и роженицам, духам судьбы новорождённого и т. п.