Ремесла в Волжской Болгарии
В Волжской Болгарии быстро развивались различные виды ремёсел: гончарное, железоделательное, бронзолитейное, ювелирное, косторезное и другие. Так, если в керамическом производстве X в. доля лепной керамики в городах достигала 20 %, а в сельских поселениях — 40 — 60 %, то к концу XII в. гончарная посуда, выпуск которой постоянно рос, постепенно вытеснила лепную; её доля уже не превышала 8,5—10 % даже на селе. Болгарская гончарная посуда поражает совершенством, практической целесообразностью форм и тщательностью отделки поверхности. Она производилась опытными мастерами на гончарном круге, лощилась, что характерно для местной керамики, и обжигалась в особых горнах, устройство которых позволяло изменять температуру обжига и приток кислорода. Формы посуды очень разнообразны и вместе с тем чётко определены: кувшины, кринки, миски, чаши, блюда, горшки, корчаги и т. д. Прекрасная болгарская гончарная керамика пользовалась спросом не только внутри страны, но и за её пределами; она оказала заметное влияние на керамическое производство в соседних странах.
Также высоко для своего времени были развиты у болгар металлургия и металлообработка чёрного металла, меди и её сплавов. Местные мастера кроме качественного железа умели производить сталь, получать различные сплавы на основе меди. Цветной металл — и прежде всего листовая медь и её сплавы — шёл на изготовление котлов, кумганов, чаш, ковшей, а также всевозможных украшений и предметов туалета. Своеобразной визитной карточкой культуры Волжской Болгарии являются небольшие медные замочки в виде лошадок, бычков, барашков.
Ярким своеобразием отличались произведения болгарских ювелиров: височные кольца, шейные гривны и ожерелья, подвески, перстни, браслеты, детали украшений поясных и сбруйных ремней и пр. Большинство из них поставлялось на рынок, но немало изделий выполнялось и на заказ. Таковы исключительно болгарские золотые и серебряные височные кольца и шейные ожерелья с желудевидными бусинами, пластинчатые перстни с гравированным орнаментом и чернью. Самыми сложными являлись височные кольца с подвесками и фигуркой уточки внутри кольца. Они производят яркое впечатление тщательностью отделки мельчайшей зернью и чрезвычайно тонкой сканью. Эти украшения с полным правом относят к шедеврам ювелирного искусства. Трёхбусинные височные кольца дополнялись шейными цепочками с подвесками из желудевидных бусин. О том, что эти украшения составляли единый комплект, свидетельствуют их совместные находки в некоторых болгарских кладах. Ещё один ансамбль украшений, также представленный в кладах, включает шейные гривны и браслеты ажурного витья. Техника изготовления одинакова: их свивали из шести волочёных проволок, что придавало изделиям ажурность. Находят их только на территории Волжской Болгарии.