Распространение христианства на Руси (1часть)
После крещения киевлян князь Владимир и его сыновья должны были изрядно постараться, чтобы привить христианство по всей Русской земле. Археологи выявили области, в которых усилия князей, видимо, увенчались наибольшим успехом: помимо Среднего Поднепровья, где вокруг Киева и Чернигова христианский погребальный обряд распространился уже во второй половине Х в., захоронения с ранними крестами-тельниками обнаружены там, где происходило «окняжение» в конце X — начале XI в. Тельники, неточно названные «крестами скандинавского типа», в действительности отливались по византийским образцам.
Самые ранние из них обнаружены в Киеве, Гнёздове (под Смоленском) и Тимерёве (под Ярославлем); к началу XI в. относятся дружинные погребения в Плеснеске на Волыни и Гочеве на северо-восточном рубеже Руси. Такие кресты характерны для Владимирского ополья, будущей Ростово — Суздальской земли и Московии. В XI в. здесь завершилось слияние со славянами местных иноплеменников — финно-угорских племён мери, в меньшей степени веси и муромы. Христианская обрядность, возможно под русским влиянием, распространилась и в восточных землях чуди — эстов. В прибалтийских землях — на территории Финляндии, Эстонии, куршей, ливов, земгалов (по летописи данников Руси) — с XI в. христианство привносилось как с Востока, так и с Запада. Сложнее происходила христианизация финно-угорских племён на севере (водь, ижора) и на востоке, не попавших непосредственно в состав Древнерусского государства, но плативших дань Руси (летописные черемись, пермь, мордва и другие), — их собственная культура практически не была затронута христианским влиянием в тот период.