Культура Руси

Распространение христианства на Руси (3 часть)

Крещение руси

Несмотря на сложности распространения христианства в отдаленных районах Руси, в границах собственного государства у княжеской власти были все возможности показать своевременность восприятия христианских догм. При этом принятие новообра­щёнными в первую очередь идеи Страшного суда объяс­няется не одной силой государственной власти. Язычество, особенно первобытные культы, отражало стремление пле­мени к посюстороннему благополучию, круговорот природ­ных явлений и постоянное возобновление рода, в которых судьба отдельной личности совсем не важна. Но с разруше­нием привычного быта, становлением государства, вклю­чением каждого человека в совершенно иные обществен­ные связи проблема личной судьбы, в том числе загробной, приобретала важное значение. Ответить на вопрос о том, что ожидает человека, могли князь и его дружина, епис­коп и христианство, но не «волхвы»: недаром в летописном повествовании почитаемый «невегласными» язычниками Вещий Олег не мог предугадать своей участи. Поскольку погребальный культ воплощал религиозные идеи, прису­щие русскому государству в дохристианский период, важ­ными государственными мероприятиями наряду с основа­нием церквей стали погребение останков Ольги, Рогнеды и её потомков, умерших в Полоцке, в Десятинной церкви (ок. 1000 и 1007 гг.), где упокоились «царица» Анна (1011 г.) и сам Владимир (1015г.); христианское пере­захоронение там же останков князей Ярополка и Олега при Ярославе Мудром (1044 г.) и последующее перенесение в Вышгород мощей Бориса и Глеба — первых святых князей, покровителей Русской земли, при Ярославичах (1072 г.). Так «родовой» княжеский культ, требовавший возведения больших княжеских курганов, утверждался на новых — хри­стианских — основаниях.

«В лето 6497. И посем же Владимир… и помыслил сЪздати церковь Пресвятыя Богородица…» «Повесть временных лет». XII в. Освещение Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича. Миниатюра из «Радзивиловской летописи». XV в.

Сама закладка храмов древнерусскими книжниками изображалась как воплощение победы над язычеством. В зачине к Новго­родской первой летописи говорится: «…куда же древле погании жряху бесом на горах, ныне же паки туды святыя церкви златъверхия каменнозданные стоят». Считается, что речь здесь идёт о Киеве, а не о Новгороде, расположенном не на горах, в отличие от Киева, а на плоской равнине. На упо­мянутом киевском «холме», где Владимир поставил свой языческий пантеон, он основал после крещения деревянную церковь Святого Василия (в честь своего патрона: Василий — христианское «царское» имя, принятое Владимиром при крещении). Нарочитое упоминание церквей на месте языческих капищ характерно для всей раннехристианской литературы. Так, болгарский автор второй половины Х в. Козма Пресвитер писал: «Кто ли не веселится, видя кр[е]сты на высокых местех стояща, на них же прежде жряху бесом человеци». Показательно, что Десятинную церковь князь возвёл на месте старого Киевского некрополя (по археоло­гическим данным, там хоронили умерших до Крещения Руси и варяги-христиане, но «Слово на обновление Десятинной церкви» повторяет фразу о бесовских капищах: «…идеже бо жертвицы бесом беша, ту святыя церкви»). В «Повести вре­менных лет» это деяние князя Владимира приравнивается к строительству иерусалимского Храма.

рис. 1 Стальной церемониальный «топорик Андрея Боголюбского» с изображением буквицы «А» на яблоке обуха, выполненным серебряной насечкой. Первая половина XI в. ГИМ.

рис. 2 Серебряный, позолоченный браслет — наруч с изображением зайца, птицы, плясуньи и музыканта. XII в. ГИМ.