Распространение христианства на Руси (2 часть)
Христианизация в отдалённых от Киева Ростовской и Муромской землях, наконец, у вятичей (после походов на них Владимира Мономаха) проходила отнюдь не бескровно: в летописи упоминались «восстания волхвов» и гибель проповедника — епископа Леонтия Ростовского, Кукши у вятичей. Примечательно, что на ближнюю к Киеву землю печенегов христианскую религию привнесли «немцы»: не только благодаря веротерпимости Владимира, после выбора веры разрешившего миссионерскую деятельность у своих границ, и не только потому, что епископ Бруно Кверфуртский, получив разрешение на неё у князя в 1008 г., мог рассматриваться как представитель Руси и подчиняться киевскому митрополиту. Распространение «слова Божьего» среди кочевников значительно осложнялось их бытом, что, очевидно, осознавал Владимир. Бруно изумлялся тому упорству, с которым Владимир отговаривал его от безуспешного, с точки зрения крестителя Руси, предприятия: «Государь Руси […] в течение месяца удерживал меня против [моей] воли, как будто я по собственному почину хотел погубить себя, и постоянно убеждал меня не ходить к столь безумному народу, где, по его словам, я не обрёл бы новых душ, но одну только смерть, да и то постыднейшую».