Культура Руси

Появление христианства на Руси

Крещение руси

 

Христианский медальоно с крестом. Киев. Конец X – начало XIII в. ГИМ.

 

После Крещения Руси (988 г.), на рубеже X—XI вв., на её зем­лях начался своеобразный «культурный переворот». По всему государству пошли гонения на языческую культуру. Язычников обращали в христианство не только в городах, но и в сельской глубинке. (Об этом свидетельствует прежде всего изменение погребальной традиции: на смену древ­нему обычаю предания тела огню пришёл христианский обряд захоронения покойного в земле — головой на запад, лицом на восток.) Конечно, столь быстрое принятие новых религиозных установок не могло произойти лишь благодаря проповеди захожих миссионеров. Сторонников привычных верований легко обнаруживали, так как дым погребального костра был виден издалека, и дружина споро выступала на расправу с «неверными».

Случаи крещения «огнём и мечом» имели место и позднее. Они установлены и археологами: скелеты со следами рубленых ран найдены при раскопках кривичской курганной группы в селе Каблукове (Подмосковье); а после бойни, учинён­ной над «язычниками», местные жители стали хоронить умерших в могильной яме — по-христиански. В сель­ских некрополях XI—XII вв. заметно усиление христиан­ских обрядов: если первоначально покойников укладывали на поверхности земли под курганом, то потом появились неглубокие могильные ямы и, наконец, настоящие могилы. Однако добиться всеобщего признания христианских норм с помощью насилия было невозможно.

Гораздо легче новообращённые усваивали учение о загробной жизни единичной человеческой души, о её спасении, Страш­ном суде. О впечатлении, произведённом сценами Страш­ного суда, нередко вспоминали летописцы, рассказывая об обращении языческих князей, в том числе Владимира, кото­рому грек Философ показал некую запону (тканная завеса) со сценой Страшного суда. Очень похожую историю при­вёл византийский хронист, известный как Продолжатель Феофана (середина X в.), о крещении болгарского князя Бориса: византийский монах-художник Мефодий создал «картину» Страшного суда, после чего Борис «воспринял в душу страх Божий. Можно лишь гадать, какие «нагляд­ные пособия» использовались при таком изложении основ христианского учения: с IX в. известны были шитые иконы, в частности с изображениями Страстей и Воскресения, вплотную подводившие к сюжету Страшного суда. Согласно исландским сагам об Олаве Трюггвасоне, этот норвежский конунг также принял оглашение (крещение) после того, как ему явилось видение Страшного суда, и именно он уговари­вал Владимира креститься. Обе истории — древнерусская и скандинавская — напоминают о византийском обряде: для готовящихся принять крещение отводилось место в запад­ной части храма, где росписи как раз воспроизводили сцены Страшного суда и адских мук. Именно этот сюжет в X в. более всего впечатлял русичей и норвежцев, поскольку их обращение в новую веру происходило в знаменательную эпоху — на рубеже I и II тысячелетий христианской эры, когда повсеместно ожидали Второго пришествия. А в самой Византии в то время Русь отождествлялась с народом «рос» пророка Иезекииля, который в конце времён должен раз­рушить Святой город (Константинополь — Новый Иеруса­лим). Ожидания близкого конца света, видимо, благопри­ятствовали деятельности проповедников, поддерживаемых и церковными, и светскими властями, как в Византии, так и на Руси и в Скандинавии.