Культура Руси

Почитание святых

Культура христианской Руси

Серебряный, позолоченный, чернёный медальон от барм с изображением Богоматери Оранты. Владимир. XII — конец XIII

Бог, Богородица и женские святые заменили в народной тради­ции и духов судьбы, в средневековой традиции сохраняв­ших нейтральное наименование «род» и «роженица». Такая замена была возможна потому, что эти духи не относились собственно к «нечистой силе», сами были нейтральны. Бога и Богородицу призывали и в многочисленных заговорах, направленных против болезней и также порицаемых Церковью как магические, не связанные с каноном. В заговорах упоминаются особенные персонажи, призванные помогать против болезней. Один из таких древнейших заговоров содержит новгородская берестяная грамота середины XII в.:

Сихаил, Сихаил, Сихаил

Ангел, ангел ангел

Господень ге имя ангела.

Позднейший фольклор — заговорная традиция XIX в. — помо­гает понять содержание этого текста. Сихаил — имя архан­гела, которого призывают помогать против лихорадки. «На горе Фаворстей, под дубом Мамврийским ту седяху Сихаил, Михаил и ту собрашася все силы небесныя, ангели и архангели, хервими и серафими…». Под дубом Мамврийским Аврааму явилась Троица, поэтому и имя Сихаила, и слово «ангел» повторяются в заговоре трижды; в послед­ней строчке буква «Г» означает цифру «три» в древнерус­ской числовой системе, значит, имя ангела Господня должно быть повторено для успеха трижды.

Золотая диадема с изображением деисусного чина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Найдена в Киеве (1889 г.). XII в. ГРМ.