Почитание святых
Серебряный, позолоченный, чернёный медальон от барм с изображением Богоматери Оранты. Владимир. XII — конец XIII
Бог, Богородица и женские святые заменили в народной традиции и духов судьбы, в средневековой традиции сохранявших нейтральное наименование «род» и «роженица». Такая замена была возможна потому, что эти духи не относились собственно к «нечистой силе», сами были нейтральны. Бога и Богородицу призывали и в многочисленных заговорах, направленных против болезней и также порицаемых Церковью как магические, не связанные с каноном. В заговорах упоминаются особенные персонажи, призванные помогать против болезней. Один из таких древнейших заговоров содержит новгородская берестяная грамота середины XII в.:
Сихаил, Сихаил, Сихаил
Ангел, ангел ангел
Господень ге имя ангела.
Позднейший фольклор — заговорная традиция XIX в. — помогает понять содержание этого текста. Сихаил — имя архангела, которого призывают помогать против лихорадки. «На горе Фаворстей, под дубом Мамврийским ту седяху Сихаил, Михаил и ту собрашася все силы небесныя, ангели и архангели, хервими и серафими…». Под дубом Мамврийским Аврааму явилась Троица, поэтому и имя Сихаила, и слово «ангел» повторяются в заговоре трижды; в последней строчке буква «Г» означает цифру «три» в древнерусской числовой системе, значит, имя ангела Господня должно быть повторено для успеха трижды.
Золотая диадема с изображением деисусного чина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Найдена в Киеве (1889 г.). XII в. ГРМ.