Культура Руси

Отношение к умершим на Руси

Культура христианской Руси

Одним из самых страшных явлений на Руси были моры (эпидемии), охваты­вавшие целые средневековые волости. Недаром митрополит Иларион в своей молитве просил, чтобы Господь не испыты­вал голодом и болезнями недавно обращённых русских хри­стиан (о том же молил некий Ян в надписи из Софии Киевс­кой). Под 1092г. летописец рассказывал: «Предивное  чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выхо­дил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днём являться на конях, и не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его волости. Потому люди и говорили, что это навье бьют полочан».

«Навье» — это мертвецы: слово происходит от праславянского обозначения ладьи — повсюду верили, что загробный мир расположен за рекой или морем. Мор в Полоцке восприни­мался как вторжение с того света конной орды призраков, ведомых бесами, поскольку именно конь доставлял покой­ника на тот свет. Отношение к умершим в Древней Руси, как и в любом архаическом обществе, было двойственным. С одной стороны, они почитались как предки, которые должны были на том свете, будучи прямо связаны с миром сверхъестественного, помогать своим сородичам выращивать урожай, сохранять здоровье и т. п.; с другой — умершие, осо­бенно те, кто умер неестественной смертью, до срока, были вредоносными, и их вторжение в мир живых вело к стихий­ным бедствиям, неурожаю или мору, как в Полоцке.