Культура Руси

Мудрое правление Ярослава

Развитие христианской Руси

 

Мозаика из смальты с изображением Богоматери в деисусном чине. Храм Святой Софии. Первая половина XI в. Киев. Украина.

Ярослав любил книги, велел переводить их с греческого на сла­вянский язык, за что был прозван Мудрым. При Ярославе были заложены первые монастыри, где впоследствии велось летописание. Он расширил и укрепил Киев, построив оборо­нительные стены с Золотыми воротами, центром города стал возведённый греческими мастерами храм Святой Софии. Киев соперничал с самим Царьградом. Софийские храмы были построены также в Новгороде, где сидел сын Яро­слава, и Полоцке, выделенном ещё Владимиром в отде­льную «отчину» (её унаследовал от своего отца племян­ник киевского князя).

Реконструкция первоначального облика храма Святой Софии. Киев

При Ярославе Киев превратился в русский Царьград. Новый «город Ярослава» был распланирован в соответствии с ви­зантийскими и ещё более древними античными традици­ями: одна улица вела с запада на восток от Золотых до Софийских ворот города Владимира, в крест неё с севера на юг — от Жидовских до Лядских (Польских) ворот проходила другая улица. Относительно этих осей располагались Софийский собор и монастыри Георгия и Ирины, носившие имена святых покровителей князя и княгини Ирины — Инги — герд. Грандиозный храм Святой Софии не был похож ни на одну постройку из современной ему византийской архитек­туры — он воспроизводил давний образец, Святую Софию, сооружённую ещё в VI в. в Царьграде; там же стояли Золо­тые и Еврейские (в Киеве — Жидовские) ворота.

Градостроительство Ярослав вёл с учётом географических при­оритетов, по которым развивалось Древнерусское госу­дарство. Им основаны три города, названные его именем: первый — Ярославль — был заложен на Верхней Волге, в прежней земле мери. Два других получили крестильное имя князя — Юрьев и располагались на Роси, в пограничье со степью, и на севере — в земле чуди. Позднее этот город стал называться по-немецки Дерпт (ныне эстон­ский Тарту). На гербе Ярославля изображён медведь с секирой. Старинная легенда гласит, что некогда на месте города было поселение с характерным названием Медве­жий угол. Там жили язычники, поклонявшиеся скотьему богу Волосу. Когда князь Ярослав с епископом и дружиной подошли к Медвежьему углу, селяне выпустили на них мед­ведя и злобных псов. Но князь секирой убил зверя, псы же стали кроткими, как агнцы. Устрашённые чудом, язычники покорились князю, и Ярослав заложил здесь город.