Культура Руси

Митрополит Илларион и Феодосий

Развитие христианской Руси

При Ярославе Мудром (после 1051 г.) митрополитом Киев­ским — главой русской Православной церкви — стал Иларион, русский по происхождению. Это был книжник и ритор, учившийся у греков красноречию (риторике), но в своём главном произведении — «Слово о Законе и Благодати» — Иларион возвещал славу недавно крещённой Русской земли, нового русского народа и их правителей: «старого Игоря, славного Святослава», «единодержца Владимира» и самого Ярослава. Русские князья, возглашал Иларион, «не в худой… и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Слава во «всех четырех концах земли» — это цитата из Библии, предрекающая грядущую победу истинной веры. Христиан­ская благодать — Новый Завет, полученный новым русским народом, выше древнего закона (Ветхого Завета). Значит, русские князья по праву унаследовали власть древних госу­дарств — недаром Иларион именовал Владимира и Ярослава хазарским титулом «каган»: под власть русских князей под­пали хазарские земли — Белая Вежа и Тмутаракань.

Илларион, до того как стал митрополитом, любил ходить на берег Днепра молиться. Для этого он выкопал себе пещерку.

Туда же пришёл монах Антоний, совершивший паломничество на Святую гору — в знаменитый Афонский монастырь в Греции. Он и основал в Киеве Печерский (пещерный) монастырь, или лавру (монашеское общежитие). Самым знаменитым настоятелем лавры стал Феодосий, сын знатных родителей из Курска. Мать хотела, чтобы Феодосий стал боярином, но тот с детства мечтал о служении Богу и сделался монахом. Мать силой пыталась вернуть его к мирской жизни, но убедилась в его призвании и тоже приняла постриг. Став настоятелем в 1062 г., Феодосий ввёл суровый монашеский устав с многочисленными постами и обязательным трудом. При нём были возведены многие монастырские строения и Успенский собор. Не забывал Феодосий и о своих обязанностях пастыря: не раз он увещевал князей, наследников Ярослава, осуждая их распри. Феодосий был нетерпим к иноверцам, ведь он жил тогда, когда в 1054 г. христианская Церковь раздели­лась на греческую Православную и латинскую Католическую, в эпоху горячих споров об истинной вере.

«Нет другой веры, лучше нашей, — наставлял Феодосий в «Слове о вере христианской и латинской», — такой, как наша, чистая и святая вера правоверная. Если будешь жить с этой верой, то избавишься от грехов, и от вечной муки спасешься, и бу­дешь причислен к вечной жизни, и вечно будешь радоваться с святыми. А поверившему в другую веру — или в латинскую, или в сарацинскую, или в армянскую — никогда не увидеть жизни вечной. Не следует, чадо, хвалить чужую веру. Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит. Если кто начнет непрестанно хвалить и свою веру, и чужую, тако­вой оказывается двоеверцем, ходит около ереси». Для риго­риста Феодосия латинская (католическая) вера уже не явля­ется христианской, как и григорианская армянская — они ближе к вере сарацинской, исламу. Но общечеловеческие ценности, свойственные христианству, не стали чужды монаху-ортодоксу. «Подавай милостыню не только еди­новерцам, но и чужим, — поучал он. — Если увидишь раз­детого, или голодного, или больного лихорадкой, или одер­жимого какой другой бедой, даже если это будет иудей, или сарацин, или булгарин, или еретик, или латинянин, или кто из язычников, — всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, и не оставит тебя Бог без вознаграждения».

Алтарная часть храма Святой Софии. Первая половина XI в. Киев. Украина. Митрополит Иларион писал в «Слове о Законе и Благодати (1037—1050 гг.) о Софийском соборе как о «церкви дивной и славной всем окружным странам, яко же она не обрящется во всем полунощи земнемь от востока до запада».