Лихоимство и пьянство
Папоротники и лев в белокаменной резьбе западного притвора Рождественского собора. 1234 г. Суздаль, Владимирская область.
Лихоимство и пьянство обличались в Древней Руси, как и во всём христианском мире, как служение бесам — пьяницы «приносят дьяволу жертву пьянственную». В особом «Поучении Святых Отцов» разоблачалось «несытство неправедное»: «Многие пристрастившиеся к пьянству укоряют богатых и бесчестных. Но как пьяница поклоняется пьянству, а не Богу, и не знает он в этом меры, так и лихоимец не насытится, владея неправедно нажитым. Лихоимец богатство любит, а тот — хмельное питьё; лихоимцу глаза мзда ослепляет, а пьянице глаза застилает хмель; один глух и не слышит стонов нищих по скупости своей, душа другого глуха из-за пьянства, и не слышит он поучений святых. Оба служат дьяволу, а не Богу… Для одних бог — лихоимство, для других — чрево. Лихоимец и пьяница — два брата родные, и побратал их дьявол».
В XIII в. было составлено церковное поучение «О посте, к невежам», обличавшее поклонение навьям (души умерших предков), для которых топили баню и готовили трапезу. Бесы залезали в баню, мылись, оставляли в золе куриные следы — невежи думали, что это вернувшиеся с того света навьи. Бесы же радовались, говоря: «…эти люди платят нам десятину, нашу волю они исполняют, нам с ними и жить. У этих людей всего в достатке: и питья, и еды, здесь же и мясо предлагают нам. Здесь же и сыры, и масло, яйца и жирные утки, и караваи, и великие мосты, и просветы большие [обрядовое печенье особой формы], и чаши с медом и с пивом… У нас и других доброжелателей много, но все же нет таких добрых друзей, как эти, которые нам и всевозможные лакомства готовят. Мы же ходили у болгар и у половцев, чуди, вятичей, словен, а иные — по другим землям, но нигде не могли найти людей лучше… Что мы им говорим, то они и исполняют».
Христиане, соблюдающие народные обычаи, приравнивались Православной церковью к инородцам и иноверцам, мусульманам — болгарам, язычникам половцам, чуди и т. д.