Кузнечное дело в городах древней Руси.
В городах древней Руси мастерские отличались от обычных построек тем, что печь располагалась не в углу, а посередине (в них находят отходы производства, полуфабрикаты, иногда инструмент). Одним из наиболее уважаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выносились за черту города, что обусловливалось не только противопожарными мерами, но и близостью сырья: для получения железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенах стояли главным образом кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения чистого металла их проковывали. Разнообразие изделий из чёрного металла чрезвычайно велико — от простейших гвоздей и скоб до сложного вооружения.
Средневековым кузнецам было знакомо несколько сортов стали, получаемых многократной кузнечной проковкой или выдерживанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инструментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не изменились и ныне. Всевозможные виды кузнечной продукции требовали знаний и применения разнообразных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до середины XII в. существовала трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающиеся лезвия. Позже техника упростилась до наварки стальной полосы на железную основу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выделению разных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны бронники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.
Изделия русских кузнецов ценилась и в иных странах. Не случайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обычные предметы, такие, как навесные замки и ключи, сработанные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндрической формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластины, напаянные на стержень. Второй конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластиной. В нижней части большого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но достаточно изменить толщину или количество пластин в пружине — и нужен другой ключ. То есть каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудивительно, что замочники рано выделились в отдельную специальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, собиравшихся при помощи пайки. Корпус замка, как правило, украшался накладными деталями из медных сплавов или целиком покрывался цветным металлом.
Цветные металлы использовались довольно широко, и способы их обработки были обычными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё или привозили, часто издалека (Скандинавия, Венгрия), или нередко выплавляли из старых либо поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов пользовались большим спросом: разнообразные женские украшения, детали костюма и аксессуары, предметы культа и церковная утварь, весовые гирьки, кистени и булавы для воинов. К середине XII в. наряду с другими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенках тонким слоем, а излишки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие украшения, причём сберегался редкий металл.

Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область). 1238 г. ГИМ.
«Кузнецы меди» делали в XII—XIII вв. украшения и для горожанок, и для жительниц округи. Они же изготовляли и предметы культа: кресты-тельники и энколпионы, церковное убранство и утварь. Одним из наиболее впечатляющих образцов таких изделий являются арки из церкви городища Вщиж (в XII—XIII вв. то был настоящий город, его развалины обнаружили в конце XIX в. на территории Брянской области). Они отлиты в технике восковой модели, то есть с потерей формы. Ажурный ременной орнамент разделён овалами с изображениями геральдических птиц. Эти арки ценны не только изяществом исполнения, но прежде всего подписью мастера, еде ланной при отливке: «Господи, помози рабу своему Константину». Это редчайший случай, поскольку почти всё средневековое искусство анонимно. Среди нескольких десятков эпиграфических памятников найдены единицы имён мастеров. Чаще всего они встречаются на церковных предметах. Исключением стал ювелир по имени Максим, пометивший свои литейные формы, одна из которых найдена в Киеве, а вторая в центре металлургов — Серенске (город был сожжён во время монголо-татарского нашествия; ныне на его месте стоит одноимённая деревня в Калужской области).