Клады позднего периода древней Руси
Сокровища и клады древней Руси
В кладах XI—XIII вв. находят, как правило, драгоценности, принадлежавшие представителям феодальной верхушки. Возможно, некоторые предметы носили и женщины, и мужчины, ведь пышные бармы или шейные гривны могли служить не только украшениями, но и знаками достоинства.
Среди ювелирных изделий, попавших в клады, часто встречаются колты. Способ ношения этих женских украшений не совсем ясен. Пожалуй, единственным свидетельством того, как выглядела женщина в головном уборе, украшенном колтами, является фреска Боянской церкви (1259 г.) в Болгарии с изображением севастократора Калояна и его жены Десиславы. У её висков на цепях или лентах подвешены большие колты. Эти детали головного убора крепились к нему при помощи цепей — рясен. Если колты представляли собой золотые подвески, расцвеченные перегородчатой эмалью, то и рясна к ним делались в виде цепи из золотых медальонов, выполненных в той же технике. Подобный ювелирный гарнитур из двух золотых колтов и цепи рясен сохранился в кладе из старой киевской Десятинной церкви.
Более обычны в кладах серебряные колты с фантастическими зверями на черневом фоне или чернённые по гравировке. Особо интересны среди них массивные подвески с обнизью из крупных полых шариков Святозерского клада, на которых по сторонам плетёнки выгравированы парные драконы. Колты, украшенные зернью и сканью, присутствуют и в кладах Владимира, Старой Рязани, Твери. Серебряные чернёные колты подвешивались к головному убору на цепочках из мелких деталей — колодочек, а зернёные колты — при помощи рясен, также орнаментированных зернью и сканью. Золотые и серебряные трёхбусинные височные кольца входили в парадный женский убор — их носили у висков по нескольку штук с каждой стороны.
Нередко в тайниках находят трёхбусинные полукольца с закрученными в трубочки концами. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что ими отделывали очелье — валик, проходивший поверх головного убора женщины.
Нагрудными украшениями служили шейные гривны, по преимуществу витые, а также различные ожерелья, состоявшие из разнообразных (часто криновидных) подвесок, серебряных бус, крестиков.
Замечательно и неповторимо убранство суздальского оплечья, представляющего собой часть парадного облачения боярина или даже князя (бармы). Оно состоит из шести серебряных позолоченных медальонов и двенадцати серебряных овальных бус, орнаментированных тончайшей сканью и зернью. По черневому фону пяти медальонов выгравированы процветшие кресты и розетки, на одном изображён юный мученик с крестом в правой руке. Возможно, во Владимирском кладе (1837г.) также находились бармы — остались медальоны и бусы, несколько напоминающие суздальское оплечье.
Судя по уцелевшим в кладах находкам, большого мастерства достигли древнерусские мастера в изготовлении различных браслетов. Чаще других встречаются витые браслеты, на концы которых напаивались пластины миндалевидной формы с черневым узором в виде кринов. Однако верхом совершенства представляются двустворчатые браслеты- наручи, покрытые тончайшей гравировкой, позолотой и чернью. Древнерусские ювелиры научились делать такие браслеты по византийским образцам, почти полностью повторив их устройство, но притом создав совершенно оригинальные произведения. На браслетах изображены фантастические существа, птицы, плясуньи, гусляры, нередко заключённые в арочки из сложного плетёного или растительного орнамента. Широкие браслеты — наручи являют собой яркую иллюстрацию живучести на Руси языческих традиций, гонимых, но тщательно оберегаемых в народе и нашедших своё воплощение в прикладном искусстве. Не случайно столь часто на них гравировались троичные крины. Помимо изящных и тонких по манере исполнения столичных наручей уцелели и двустворчатые браслеты, явно сделанные в мелких провинциальных мастерских, где тоже работали по золоту и серебру. Подобные изделия представлены браслетами с изображением птиц (клады Любеча, Черниговская область, и Романова, Могилёвская область). Птицы на них неказистые, с приземистыми фигурами, явно выполнены неумелой рукой.
Перстней встречается сравнительно немного, в основном кольца с полыми щитками различной формы, украшенные гравировкой, чернью и черневыми узорами в виде кринов, растительных побегов, птиц и зверей.
Однако в кладах находят не только украшения. Любопытно, что в момент опасности люди прятали и дорогие парадные одежды. В земле сохранились остатки воротников, лент, нашивавшихся на платья, очелий и даже фаты. Большинство из них сработаны из шёлка, некоторые затканы или вышиты золотными нитями, расшиты серебряными позолоченными или с перегородчатой эмалью бляшками, декорированы бисером и жемчугом. Все эти предметы одежды оказались в тайниках отнюдь не случайно, ведь ткани, из которых они шились, были очень дороги — их привозили на Русь из Византии, Испании, Ирака и Средней Азии.
Конечно, люди пытались укрыть немалое количество монет. Если для ранних кладов довольно обычны восточные монеты — дирхемы, то в XI—XIII вв. вместо них закладывали денежные слитки — гривны. Один из наиболее значительных по числу таких слитков клад был найден в ограде Михайловского Златоверхого монастыря (Киев, 1907 г.). В большом сосуде с ручкой находилось 56 серебряных слитков: 53 ромбической формы и три в виде палочек.