Культура Руси

Хозяева Херсонских земель

Тмутаракань (Херсон)

Бронзовое литое навершие булавы. Херсон. ХII-ХIII вв. ГИМ.

Бронзовое литое навершие булавы. Херсон. ХII-ХIII вв. ГИМ.

Вероятно, уже в конце IX в. Византии снова удалось распростра­нить своё влияние на крепости Горного Крыма — Крымскую Готию. Резиденция правителя — турмарха — Готии нахо­дилась в крепости на плато Мангуп. Другие крепости, осно­ванные на горных плато (Эски-Кермен, Бакла, Тепе-Кермен), превратились в небольшие города. Значительную часть плато занимали жилые кварталы, состоявшие из одной — трёх усадеб каждый. Естественное расположение этих крепос­тей, известных как «пещерные города», в сочетании с мощ­ными укреплениями сделали их важными центрами Горного Крыма. Все они при случае могли использоваться в качестве убежищ местным сельским населением, жившим в неукреплённых деревнях и занимавшимся земледелием на терраси­рованных склонах, а также скотоводством.

Ряд историков, основываясь на данных письменных источников, различают в Юго-Западном Крыму два этнических реги­она — готский с центром в Мангупе и аланский — в Чуфут-Кале. Епископ Феодор в своём послании, составленном между 1222 и 1240 гг. писал: «Близ Херсона живут аланы, столь же по своей воле, сколь и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана». А в первой половине XV в. венецианский купец Иосафат Барбаро сообщал: «…за Каффой, по изгибу берега, на Великом море, находится Готия, за ней — Алания, которая тянется по острову… Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга немец; они с ним говорили и вполне понимали друг друга подобно тому, как поняли бы один другого фурландец и фло­рентиец. Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы».

Примерно в середине XI в. степи Северного Причерноморья захватили половцы (куманы или команы), вытеснив оттуда печенегов, под их влиянием оказался и степной Крым. В 1154 г. арабский географ ал-Идриси упоминает Ялту в числе куманских городов: «От Карсуна [Херсона] до Джалита [Ялты] тридцать миль; это город [принадлежав­ший] к стране ал-Куманийя». О том, что половцы посто­янно находились около Херсона, есть интересное свиде­тельство Анны Комнины. Описывая историю самозванца Льва (Константина) Диогена, она отметила, что Алексей Комнин в 1092 г. его «отослал в Херсон… и приказал его держать в башне. Ночью [он] прогуливался по стене и смот­рел и разговаривал часто с Команами, которые подготов­ляли товары для благоприятного плавания; внушив друг другу доверие, его в ту же ночь ссадили со стен. Совершив это, Команы отбыли в собственные земли».

Серебряные гривны новгородского типа. Херсон. Начало ХШ в. ГИМ.

Серебряные гривны новгородского типа. Херсон. Начало ХШ в. ГИМ.

Помимо обычных продуктов земледелия одним из основных товаров, поставляемых половцами на херсонский рынок, были рабы, захваченные во время многочисленных набе­гов на Русь. Живой товар, стоимость которого в Средизем­номорье всегда была велика, приносил херсонским купцам, сбывавшим его приезжим, дополнительные барыши. «Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю: звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шарокананю», — написано в «Слове о полку Игореве». Откуда у готских дев (очевидно, живших в климатах Готии в Юго- Западном Крыму или в окрестностях Тмутаракани) взялось русское золото? Скорее всего, после очередного грабитель­ского половецкого похода на Русь. Согласно Киево-Печерскому патерику, торговля невольниками находилась в руках иудеев. А незадолго до описываемых событий, по сообще­нию арабского путешественника Ибн Руста, крупнейшим центром работорговли в регионе являлся Боспор, где мадь­яры меняли пленных славян на греческие товары.

Полый золотой медальон-подвеска с тиснёным изображением креста. Херсон. VII—IX вв. ГИМ.

Полый золотой медальон-подвеска с тиснёным изображением креста. Херсон. VII—IX вв. ГИМ.

С усилением половцев в Крыму росла и роль их главного города — Судака. Арабский писатель Ибн аль Асир рассказывал о нём: «…это главный город Кипчакский, обильный источник их богатства, потому что он на море Хазарском и приходят к нему суда с одеждами и их покупают и выменивают на невольниц и невольников, чернобурых лисиц, бобров, белок и другие товары, находящиеся в их земле». А посетивший в 1253 г. Крым монах-францисканец Гильом Рубрук, посол Святого, направленный к великому монгольскому каану Мунке сообщал об этом городе: «…Солдая [Судак], который обращён к Синоплю [Синопе] наискось, и туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руси и северных стран и желающие пере — правиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и дру­гие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею, шёлковые ткани и душистые коренья».

В условиях половецкого господства в степях сохранять своё влияние в Крыму и Приазовье русские князья уже не могли. Да и усобицы не благоприятствовали развитию далёкого русского форпоста на берегах Чёрного моря. Тмутаракань последний раз упомянута в русских летописях под 1094 г. Русь надолго потеряла выход к южным морям…