Хозяева Херсонских земель
Вероятно, уже в конце IX в. Византии снова удалось распространить своё влияние на крепости Горного Крыма — Крымскую Готию. Резиденция правителя — турмарха — Готии находилась в крепости на плато Мангуп. Другие крепости, основанные на горных плато (Эски-Кермен, Бакла, Тепе-Кермен), превратились в небольшие города. Значительную часть плато занимали жилые кварталы, состоявшие из одной — трёх усадеб каждый. Естественное расположение этих крепостей, известных как «пещерные города», в сочетании с мощными укреплениями сделали их важными центрами Горного Крыма. Все они при случае могли использоваться в качестве убежищ местным сельским населением, жившим в неукреплённых деревнях и занимавшимся земледелием на террасированных склонах, а также скотоводством.
Ряд историков, основываясь на данных письменных источников, различают в Юго-Западном Крыму два этнических региона — готский с центром в Мангупе и аланский — в Чуфут-Кале. Епископ Феодор в своём послании, составленном между 1222 и 1240 гг. писал: «Близ Херсона живут аланы, столь же по своей воле, сколь и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана». А в первой половине XV в. венецианский купец Иосафат Барбаро сообщал: «…за Каффой, по изгибу берега, на Великом море, находится Готия, за ней — Алания, которая тянется по острову… Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга немец; они с ним говорили и вполне понимали друг друга подобно тому, как поняли бы один другого фурландец и флорентиец. Я думаю, что благодаря соседству готов с аланами произошло название готаланы».
Примерно в середине XI в. степи Северного Причерноморья захватили половцы (куманы или команы), вытеснив оттуда печенегов, под их влиянием оказался и степной Крым. В 1154 г. арабский географ ал-Идриси упоминает Ялту в числе куманских городов: «От Карсуна [Херсона] до Джалита [Ялты] тридцать миль; это город [принадлежавший] к стране ал-Куманийя». О том, что половцы постоянно находились около Херсона, есть интересное свидетельство Анны Комнины. Описывая историю самозванца Льва (Константина) Диогена, она отметила, что Алексей Комнин в 1092 г. его «отослал в Херсон… и приказал его держать в башне. Ночью [он] прогуливался по стене и смотрел и разговаривал часто с Команами, которые подготовляли товары для благоприятного плавания; внушив друг другу доверие, его в ту же ночь ссадили со стен. Совершив это, Команы отбыли в собственные земли».
Помимо обычных продуктов земледелия одним из основных товаров, поставляемых половцами на херсонский рынок, были рабы, захваченные во время многочисленных набегов на Русь. Живой товар, стоимость которого в Средиземноморье всегда была велика, приносил херсонским купцам, сбывавшим его приезжим, дополнительные барыши. «Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю: звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шарокананю», — написано в «Слове о полку Игореве». Откуда у готских дев (очевидно, живших в климатах Готии в Юго- Западном Крыму или в окрестностях Тмутаракани) взялось русское золото? Скорее всего, после очередного грабительского половецкого похода на Русь. Согласно Киево-Печерскому патерику, торговля невольниками находилась в руках иудеев. А незадолго до описываемых событий, по сообщению арабского путешественника Ибн Руста, крупнейшим центром работорговли в регионе являлся Боспор, где мадьяры меняли пленных славян на греческие товары.
С усилением половцев в Крыму росла и роль их главного города — Судака. Арабский писатель Ибн аль Асир рассказывал о нём: «…это главный город Кипчакский, обильный источник их богатства, потому что он на море Хазарском и приходят к нему суда с одеждами и их покупают и выменивают на невольниц и невольников, чернобурых лисиц, бобров, белок и другие товары, находящиеся в их земле». А посетивший в 1253 г. Крым монах-францисканец Гильом Рубрук, посол Святого, направленный к великому монгольскому каану Мунке сообщал об этом городе: «…Солдая [Судак], который обращён к Синоплю [Синопе] наискось, и туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руси и северных стран и желающие пере — правиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею, шёлковые ткани и душистые коренья».
В условиях половецкого господства в степях сохранять своё влияние в Крыму и Приазовье русские князья уже не могли. Да и усобицы не благоприятствовали развитию далёкого русского форпоста на берегах Чёрного моря. Тмутаракань последний раз упомянута в русских летописях под 1094 г. Русь надолго потеряла выход к южным морям…