Культура Руси

Херсон во времена древней Руси.

Тмутаракань (Херсон)

Фрагмент поливного блюда с изображением мужской головы. Херсон. XII – XIII вв. ГИМ.

Фрагмент поливного блюда с изображением мужской головы. Херсон. XII – XIII вв. ГИМ.

Расположенный в далёком от Корчева Юго — Западном Крыму Корсунь (Херсон) в XI—XIII вв. был типичным провин­циальным византийским городом. В административном плане он представлял собой отдельную фему, во главе кото­рой стоял стратиг. Свинцовые печати, некогда скреплявшие документы, донесли до нас немало имён городских прави­телей различного ранга: стратигов (известно не менее 17), коммеркиариев (глава таможенного ведомства, собиравший пошлины и подати), протевтонов и других. В XI в. вместо стратига в город стали назначать катепана (греч. «верхов­ный» ). Херсон являлся крупным культовым центром Таврики. О достаточно высоком положении херсонского епис­копа в церковной иерархии говорит тот факт, что он занимал 18-е или 21-е место среди 50—60 высших архиепископов всей Византийской империи.

После 1204 г., когда войска крестоносцев захватили и разгра­били Константинополь, Херсон подпал под власть Трапезундской империи, возникшей на обломках Византии. Из рассказа Иоанна Лазаропула известно, что между Херсо­ном и Трапезундом была налажена морская связь, пользу­ясь которой последний регулярно получал «ежегодную госу­дарственную подать Херсона и Готских климатов».

Фрагмент поливного византийского блюда с изображением птицы. Херсон. XI—XII вв. ГИМ.

Фрагмент поливного византийского блюда с изображением птицы. Херсон. XI—XII вв. ГИМ.

Город окружали мощные стены с высокими башнями, стоявшие с античных времён, периодически их перестраивали и усо­вершенствовали, о чём свидетельствуют строительные над­писи. Одна из них сообщает: «Сооружены железные ворота претория, возобновлены и прочие [ворота] города при Исакии Комнине, великом царе и самодержце римском, и Екатерине, благочестивейшей Августе, Львом Алиатом, патри­цием и стратигом херсонским и сугдейским, месяца апреля, индикта 12, лета 6567 [1059г.]». Перед стеной на некотором удалении находилась ещё одна передовая ограда — протейхизма, устроенная, чтобы не допускать врага с его стенобит­ными орудиями к основной стене и скрыто перебрасывать войска в периболе (межстенное пространство).

Центром города являлась главная площадь, где возвышались базилики, возведённые ещё в ранневизантийскую эпоху. Позднее в её планировке произошли значительные изме­нения: после частичного разрушения базилик (X—XI вв.) у горожан просто не нашлось средств на их полное восста­новление, и место заняли квартальные храмы и часовни. Общество того времени нуждалось лишь в небольших хра­мах, доступных замкнутому кругу людей — жителям окру­жающего квартала; они и сооружались, по-видимому, на деньги прихожан и служили им усыпальницами. (Археологи открыли «костницы» — настоящие братские могилы, где покоилось до нескольких сотен человек.) Вероятно, сначала горожан хоронили где — то за городом и только по истечении нескольких лет их останки переносили в городской храм или часовню. Заметное место в городе занимали и монастыри. Один из них, с четырьмя часовнями и церквами, занимал площадь свыше 550 кв. м.

Дома были небольшими, но имели два этажа. На первом обычно размещались склады, мастерские, лавки и т. п., второй был жилым. Во многих домах имелись подвалы, причём иногда горожане использовали для этой цели расчищенные цис­терны античного и раннесредневекового времени для засола рыбы. По соседству, в усадьбе, обнесённой низким забо­ром с калиткой, находился дворик с каменным сараем для хозяйственных нужд. Дома крыли глиняной черепицей. Свет проникал через застеклённые оконца. Для освещения поме­щений горожане использовали как многоярусные светильники — люстроны, куда заливали масло или чаще дельфи­ний жир, так и восковые свечи. Последние, впрочем, были достаточно дороги и использовались лишь в храмах и бога­тых домах. Даже огарки свечей собирали для последую­щей переработки. В Херсоне, как и в любом византийском центре, работали водопровод, канализация (в отличие от городов средневекового Запада) и городские бани.

Недалеко от знаменитой Уваровской базилики раскопали большую усадьбу площадью около 500 кв. м. С трёх её сторон располагались восемь просторных помещений, была галерея с печью для приготовления пищи, вместительная конюшня. Ворота усадьбы явно предназначались для ввоза крупных тарных сосудов (пифосов и амфор), а найденные в одном из помещений безмен и гири наверняка принадлежали купцам. При усадьбе находились торговая лавка с подвалом и, возможно, мукомольня. В одном из углов комплекса рас­полагался туалет — афедрон, рядом с которым стоял пифос с водой, предназначенный для слива нечистот. Предпола­гается, что усадьба являлась постоялым двором — ксенодохионом (от греч. «ксен» — «гость»), где останавлива­лись купцы и паломники.

Золотой перстень с монограммой. Херсон. VII – VIII вв. ГИМ.

Золотой перстень с монограммой. Херсон. VII – VIII вв. ГИМ.

В городе также была богадельня — птохион, — представлявшая собой двухэтажную усадьбу с собственными хранилищами для зерна, пекарней, колодцем и часовней. В часовне обна­ружены многочисленные останки людей, при жизни страдав­ших тяжёлыми врождёнными и приобретёнными заболева­ниями. При раскопках богатой усадьбы в Портовом районе археологи открыли небольшой подвал с железной решёткой на окнах и кандалами. По всей видимости, там находилась домашняя тюрьма.