Культура Руси

Города Волжской Болгарии

Волжская Болгария

Среди болгарских украшений довольно многочисленны серебряные кованые перстни с массивным шестиугольным щитком, покрытым гравировкой в виде стилизованного трилистника и чернью; изредка встречаются изображения птиц. Бывшая Казанская губерния, сёла Болгары и Альметьево. XI - начало XIII в. ГИМ.

Среди болгарских украшений довольно многочисленны серебряные кованые перстни с массивным шестиугольным щитком, покрытым гравировкой в виде стилизованного трилистника и чернью; изредка встречаются изображения птиц. Бывшая Казанская губерния, сёла Болгары и Альметьево. XI - начало XIII в. ГИМ.

Болгарские города были хорошо укреплены. Их окружали две линии валов, между кото­рыми находился ров. На внутреннем валу стояли деревянные стены из двух рядов срубов (ширина до 4 м). Внешний вал усиливали частоколом из заострённых брёвен. Ров также утыкали заточенными кольями. Для защиты южных рубежей госу­дарства на границе его была сооружена система из крепостей и валов с двусторонними рвами.

Основным занятием населения было земледелие. «Болгаре — народ земледельческий и возделывают всякого рода зем­ледельческий хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и дру­гие», — отмечал Ибн Руста. Зерно хранили в специально вырытых ямах грушевидной формы. Ибн Фадлан писал, что пшеница у болгар «скверная», потому что земля здесь «вонючая» (т. е. чернозём), и зерно быстро пор­тится. Создав государство в Поволжье, болгары, в недав­нем прошлом — кочевники, полностью перешли к оседлой жизни и питались в основном не мясной, а растительной пищей. Пили они берёзовый сок, напитки из ячменя, проса, мёда и совершенно не употребляли кумыс, столь любимый большинством тюркских народов. Применяя передовую тогда паровую систему земледелия, болгары выращивали на тучных чернозёмах столько зерна, что вывозили его в дру­гие страны. Во время страшного голода 1024 г., случивше­гося в Суздальской земле, русичи ездили к болгарам и по­купали у них хлеб, чем спаслись от верной смерти. «И бе мятеж велик и глад по всей земле той… Идоша по Волзе все люди в Болгары, и привезоша пшеницу и жито, и тако от того ожиша», — сказано об этих событиях в Тверской летописи.

Ценные сведения о городах Волжской Болгарии, в том числе и о Болгаре, дают арабские авторы, в частности ал-Балхи (X в.): «Булгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар [Сувар], где также находится главная мечеть. Мусульманский про­поведник сказал, что число жителей обоих городов прости­рается до 10 ООО человек. Дома деревянные и служат зим­ними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам». Археологические данные полностью подтверждают это сообщение. При раскопках были найдены деревянные квадратные срубы с деревянными полами и подпольем, где находились ямы для хранения зерна, близ одной из стен сто­яла глинобитная печь. Существовали и турлучные постройки со стенами из плетня, обмазанными глиной, и плоскими кры­шами, тоже обмазанными. Все эти жилища использовались в основном зимой. Летом же большинство волжских болгар переселялись в юрты. В арабских источниках упоминается, что царь болгар также сидит в «шатре», который отличается только тем, что богато убран.

С X в. болгарская знать стала возводить более монументальные постройки, во многом напоминавшие обычные дома горо­жан. Такой богатый дом — двухэтажное здание с несколь­кими кубическими пристройками и башней — открыт на городище Сувар. К домонгольскому времени относится ещё одно сооружение, выделяющееся по своей архитектуре. Это Чёртова цитадель Елабужского городища. Она представ­ляла собой четырёхугольник со сторонами около 20 мет­ров с четырьмя круглыми башнями (диаметр около 6 м) по углам и полубашнями между ними. Цитадель Елабужского городища напоминает укрепление Плиска на Дунае, являв­шееся резиденцией ханов Дунайской Болгарии.

С распространением в Волжской Болгарии ислама началось возведение мечетей, минаретов и мав­золеев. Большинство из них относится к золотоордынскому времени, но на Билярском городище открыли остатки большой мечети с минаретом более раннего периода. Пер­воначально она была деревянной с башнями в виде округлых срубов по углам. Крышу её поддерживали деревянные столбы. Впоследствии мечеть расширили за счёт каменной пристройки. Зал новой мечети был раз­делён на нефы 24 колоннами. Общая площадь этого гран­диозного сооружения составляла более 2000 квадратных метров. К комплексу мечети относилось здание с подполь­ным отоплением, вероятнее всего служившее общественной баней. (В мусульманских обрядах важное значение при­даётся омовениям, потому в странах Востока бани часто соседствуют с мечетями.) Ещё одна подобная баня стояла в другой части городища. Обе они имели мужское и жен­ское отделения. На Востоке бани служат и своеобразными клубами. Присутствие их в Биляре показывает, что мусульманство влияло не только на идеологию.