Города Волжской Болгарии
Болгарские города были хорошо укреплены. Их окружали две линии валов, между которыми находился ров. На внутреннем валу стояли деревянные стены из двух рядов срубов (ширина до 4 м). Внешний вал усиливали частоколом из заострённых брёвен. Ров также утыкали заточенными кольями. Для защиты южных рубежей государства на границе его была сооружена система из крепостей и валов с двусторонними рвами.
Основным занятием населения было земледелие. «Болгаре — народ земледельческий и возделывают всякого рода земледельческий хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие», — отмечал Ибн Руста. Зерно хранили в специально вырытых ямах грушевидной формы. Ибн Фадлан писал, что пшеница у болгар «скверная», потому что земля здесь «вонючая» (т. е. чернозём), и зерно быстро портится. Создав государство в Поволжье, болгары, в недавнем прошлом — кочевники, полностью перешли к оседлой жизни и питались в основном не мясной, а растительной пищей. Пили они берёзовый сок, напитки из ячменя, проса, мёда и совершенно не употребляли кумыс, столь любимый большинством тюркских народов. Применяя передовую тогда паровую систему земледелия, болгары выращивали на тучных чернозёмах столько зерна, что вывозили его в другие страны. Во время страшного голода 1024 г., случившегося в Суздальской земле, русичи ездили к болгарам и покупали у них хлеб, чем спаслись от верной смерти. «И бе мятеж велик и глад по всей земле той… Идоша по Волзе все люди в Болгары, и привезоша пшеницу и жито, и тако от того ожиша», — сказано об этих событиях в Тверской летописи.
Ценные сведения о городах Волжской Болгарии, в том числе и о Болгаре, дают арабские авторы, в частности ал-Балхи (X в.): «Булгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар [Сувар], где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 ООО человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам». Археологические данные полностью подтверждают это сообщение. При раскопках были найдены деревянные квадратные срубы с деревянными полами и подпольем, где находились ямы для хранения зерна, близ одной из стен стояла глинобитная печь. Существовали и турлучные постройки со стенами из плетня, обмазанными глиной, и плоскими крышами, тоже обмазанными. Все эти жилища использовались в основном зимой. Летом же большинство волжских болгар переселялись в юрты. В арабских источниках упоминается, что царь болгар также сидит в «шатре», который отличается только тем, что богато убран.
С X в. болгарская знать стала возводить более монументальные постройки, во многом напоминавшие обычные дома горожан. Такой богатый дом — двухэтажное здание с несколькими кубическими пристройками и башней — открыт на городище Сувар. К домонгольскому времени относится ещё одно сооружение, выделяющееся по своей архитектуре. Это Чёртова цитадель Елабужского городища. Она представляла собой четырёхугольник со сторонами около 20 метров с четырьмя круглыми башнями (диаметр около 6 м) по углам и полубашнями между ними. Цитадель Елабужского городища напоминает укрепление Плиска на Дунае, являвшееся резиденцией ханов Дунайской Болгарии.
С распространением в Волжской Болгарии ислама началось возведение мечетей, минаретов и мавзолеев. Большинство из них относится к золотоордынскому времени, но на Билярском городище открыли остатки большой мечети с минаретом более раннего периода. Первоначально она была деревянной с башнями в виде округлых срубов по углам. Крышу её поддерживали деревянные столбы. Впоследствии мечеть расширили за счёт каменной пристройки. Зал новой мечети был разделён на нефы 24 колоннами. Общая площадь этого грандиозного сооружения составляла более 2000 квадратных метров. К комплексу мечети относилось здание с подпольным отоплением, вероятнее всего служившее общественной баней. (В мусульманских обрядах важное значение придаётся омовениям, потому в странах Востока бани часто соседствуют с мечетями.) Ещё одна подобная баня стояла в другой части городища. Обе они имели мужское и женское отделения. На Востоке бани служат и своеобразными клубами. Присутствие их в Биляре показывает, что мусульманство влияло не только на идеологию.