Культура Руси

Города, как центры культуры Руси.

Города древней Руси

«Сигтунские» врата собора Святой Софии. Западная Европа. XII в. (установлены в XIV—XV вв.). Новгород.

«Сигтунские» врата собора Святой Софии. Западная Европа. XII в. (установлены в XIV—XV вв.). Новгород.

С момента своего появления города были средоточием куль­туры на Руси, что выражалось и в мощении улиц, и в уса­дебной планировке, и в каменном строительстве, прежде всего церквей. Принятие христианства вывело Русь в число цивилизованных государств Европы. Укрепились культур­ные связи и с Византией, в первую очередь сказавшиеся на храмовом строительстве, перенявшем византийскую тради­цию возведения крестово — купольных церквей из плинфы на розовом растворе (цемянке). В 989—996 гг. в Киеве поставили каменный Богородицкий собор (Десятинная церковь), который рухнул во время штурма столицы в 1240 г. войсками Батыя. Десятинную церковь делали византийцы, по оконча­нии строительства, вероятно, возвратившиеся в Константи­нополь. И почти 40 лет каменных зданий на Руси не строили. Пока в ЗО-х гг. ХIв. в Киеве не началось возведение кафед­рального Софийского собора. Почти сразу поставили Спас­ский собор в Чернигове. В середине того же столетия в Нов­городе и Полоцке были построены Софийские соборы.

Уже первые соборы на Руси отличались от византийских своим многоглавием на высоких барабанах с окнами, сквозь кото­рые проникал свет, освещавший княжеские хоры. Видимо, в то время работала одна княжеская артель, о чём свидетель­ствует близкая архитектура построек. Внутреннее убран­ство могло создаваться разными художниками. Несомненно, мозаики Софии Киевской выполнены византийскими стек­лоделами, художник-грек осуществлял фресковую роспись храма (к сожалению, фресок сохранилось немного). Так или иначе, создание этих соборов стало школой для русских мас­теров. В XII в. по мере расширения строительства уже воз­никли местные школы, отличавшиеся пропорциями зданий и приёмами. В Киевской, Черниговской, Турово — Пинской и Смоленской землях здания клали из кирпича (найдены горны для обжига плинфы, работавшие только на нужды данной стройки), в Новгородской, Полоцкой, Волынской, Рязанской, Владимирской — из местного камня. В Галиче, Владимире и Рязани употреблялся мягкий и пластичный известняк, хорошо поддающийся резьбе. Вершиной церков­ной каменной резьбы на Руси являются, конечно, владимир­ские соборы — Дмитриевский, Покрова на Нерли, Георги­евский в Юрьеве-Польском. В работе над ними принимали участие галицкие и романские мастера, чей стиль можно назвать общеевропейским. Тематика сюжетов — библейские сцены, святые, фантастические животные, обведённые бога­тейшим растительным узором, основу которого составляет аканф (греч. «аканта»; трава с причудливыми листьями, полюбившаяся резчикам ещё в античное время). Интерь­еры храмов в то время украшали фресками местных живописных школ, каменную мозаику полов заменили керамиче­скими поливными плитками, из которых иногда выкладывали замысловатые узоры. Большое внимание уделялось иконам, начали создаваться предалтарные иконостасы, что отли­чает Русь от других православных стран.