Города, как центры культуры Руси.

«Сигтунские» врата собора Святой Софии. Западная Европа. XII в. (установлены в XIV—XV вв.). Новгород.
С момента своего появления города были средоточием культуры на Руси, что выражалось и в мощении улиц, и в усадебной планировке, и в каменном строительстве, прежде всего церквей. Принятие христианства вывело Русь в число цивилизованных государств Европы. Укрепились культурные связи и с Византией, в первую очередь сказавшиеся на храмовом строительстве, перенявшем византийскую традицию возведения крестово — купольных церквей из плинфы на розовом растворе (цемянке). В 989—996 гг. в Киеве поставили каменный Богородицкий собор (Десятинная церковь), который рухнул во время штурма столицы в 1240 г. войсками Батыя. Десятинную церковь делали византийцы, по окончании строительства, вероятно, возвратившиеся в Константинополь. И почти 40 лет каменных зданий на Руси не строили. Пока в ЗО-х гг. ХIв. в Киеве не началось возведение кафедрального Софийского собора. Почти сразу поставили Спасский собор в Чернигове. В середине того же столетия в Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы.
Уже первые соборы на Руси отличались от византийских своим многоглавием на высоких барабанах с окнами, сквозь которые проникал свет, освещавший княжеские хоры. Видимо, в то время работала одна княжеская артель, о чём свидетельствует близкая архитектура построек. Внутреннее убранство могло создаваться разными художниками. Несомненно, мозаики Софии Киевской выполнены византийскими стеклоделами, художник-грек осуществлял фресковую роспись храма (к сожалению, фресок сохранилось немного). Так или иначе, создание этих соборов стало школой для русских мастеров. В XII в. по мере расширения строительства уже возникли местные школы, отличавшиеся пропорциями зданий и приёмами. В Киевской, Черниговской, Турово — Пинской и Смоленской землях здания клали из кирпича (найдены горны для обжига плинфы, работавшие только на нужды данной стройки), в Новгородской, Полоцкой, Волынской, Рязанской, Владимирской — из местного камня. В Галиче, Владимире и Рязани употреблялся мягкий и пластичный известняк, хорошо поддающийся резьбе. Вершиной церковной каменной резьбы на Руси являются, конечно, владимирские соборы — Дмитриевский, Покрова на Нерли, Георгиевский в Юрьеве-Польском. В работе над ними принимали участие галицкие и романские мастера, чей стиль можно назвать общеевропейским. Тематика сюжетов — библейские сцены, святые, фантастические животные, обведённые богатейшим растительным узором, основу которого составляет аканф (греч. «аканта»; трава с причудливыми листьями, полюбившаяся резчикам ещё в античное время). Интерьеры храмов в то время украшали фресками местных живописных школ, каменную мозаику полов заменили керамическими поливными плитками, из которых иногда выкладывали замысловатые узоры. Большое внимание уделялось иконам, начали создаваться предалтарные иконостасы, что отличает Русь от других православных стран.