Культура Руси

Дети Ярослава Мудрого и начало периода ослабления княжеской власти.

Развитие христианской Руси

Бронзовый литой русский крест – энколпион, украшенный чернью, с изображением Богоматери. Херсон. XIII в. ГИМ.

После смерти великого Ярослава Мудрого на Руси начался период междоусобицы. Первым начал усобицу тот князь, который не получил ничего по «ряду» Ярослава — Всеслав Брячиславич Полоцкий (ум. в 1101 г.) — правнук Рогнеды, которой вернул её отчину (приданое — вено) ещё Владимир Святославич. Княжа в земле кривичей, он претендовал на Псков, Смоленск (где тоже жили кривичи) и на Новгород­скую волость — землю словен (кривичи и словене входили в объединение племён, участвовавшее в призвании первых варяжских князей). Летописец заметил, что Всеслав был «немилостив на кровопролитье» — воинствен, ибо рождён был от волхования — волшебства. Считается, что память о нём сохранилась в русском былинном эпосе в образе князя — кудесника Волха Всеславьича. Всеслав «заратился» против троих Ярославичей в 1067 г., но те вместе всту­пили в Полоцкую землю, взяли Минск и разбили его. Они позвали князя на совет, поцеловав при этом крест, то есть дав клятву не творить ему зла. Всеслав явился в их шатёр под Смоленском, но был схвачен, увезён в Киев и заключён там в «поруб» — сруб без дверей. Освобождённый восставшими киевлянами, он продолжал воевать с потомками Ярослава, в том числе с Владимиром Мономахом.

Сложность положения усугубляла убеждённость общин в главных русских городах в том, что князья обязаны править и судить по «ряду» — договору. Когда в 60-х гг. XI в. место раз­битых Ярославом печенегов заняла новая тюркская коче­вая орда — половцы, Ярославичи не смогли организовать отпор, но побоялись дать оружие киевлянам. Тогда жители Киева в 1068 г. изгнали Изяслава и посадили на стол плен­ника Ярославичей — полоцкого князя Всеслава. На сле­дующий год Изяслав с помощью поляков вернул Киев, но восстания, поддерживаемые вечевыми сходами горожан, с тех пор потрясали Русскую землю в периоды ослабления княжеской власти.