Берестяные грамоты Новгорода

О внутренней жизни Новгорода пишут много не только потому, что она весьма своеобразна, но и потому, что она известна в подробностях, недоступных исследователям других городов. Новгород — редкий археологический объект: отложения минувших веков (культурный слой) способны здесь сохранять все без исключения предметы, в них попавшие, поскольку в этих заболоченных почвах практически не развиваются бактерии, уничтожающие органику. Как нигде в ином месте, здесь можно изучить предметный мир средневекового русского человека, в быту которого почти всё делалось из дерева. Благодаря разработке методов дендрохронологии (датирование года спила дерева по годовым кольцам его ствола) многие из найденных в настилах и срубах брёвен получили точные временные привязки, и потому история горожан открывается в мельчайших подробностях. Из истории отдельных построек складывается история двора, затем усадьбы или «гнезда» усадеб, наконец, улиц, концов и всего города.
Особенности общественной жизни на Новгородской земле способствовали расцвету удивительного культурного феномена — письменности на берёсте. Недаром берестяные грамоты во множестве (свыше 900) известны в Новгороде и лишь единичные экземпляры — в других городах. Чтобы держать постоянную связь с окраинами своей «волости», Новгороду требовалось иметь берестяную «почту». Большое число грамот связано с улаживанием отношений между вотчинниками (землевладельцами), боярами и зависимыми людьми — крестьянами, причём в XI — первой половине XIII в. речь шла в основном о взимании податей и долгов, в XIII—XV вв. — о земельной собственности.
О разнообразии сюжетов, что содержат письма на берёсте, даёт яркое представление текст, кажущийся совершенно непонятным: «Юмалануоли 10 нимижи ноули се хан оли омо боу юмола соудьни иохови». Ключом к разгадке стало повторяющееся слово «юмала» («юмола») — так по-фински и карельски именуют небесного Бога: значит, речь идёт о Божьем суде («юмола соудьни»). Грамота написана по-карельски русскими буквами и переводится так: «Божья стрела, 10 имён твоих. Стрела сверкни, стрела выстрели. Бог судный так производит [правит]». Это — древнейший известный текст на карельском языке. Он содержит молитву-заговор, явно направленный против духов болезней (и в славянских заговорах их истребляют Божьи стрелы). Так, один из русских заговоров призывает: «И стрели батюшко, истинный Христос, в мою любимую скотинку своим тугим луком и калёными стрелами в ясныя очи, в сырую кость, и угони, выганивай двенадцать ногтей, двенадцать недугов, тринадцатый набольший».