Архитектура Новгорода
Каменная церковная архитектура Новгорода помимо художественного своеобразия удивительно наглядно соответствовала этапам его развития. Святая София, первый каменный городской собор Новгородской архиепископии, ставший символом республики («Къде Святая София, ту Новогород!»), была возведена князем Владимиром Ярославичем в 1045 г. в ново отстроенном детинце и навсегда осталась самым крупным собором Новгорода. Однако менее чем через столетие князья лишились доступа к детинцу и собору и отныне строились лишь вблизи своих резиденций. В 1103 г. князь Мстислав поставил церковь Благовещения на Городище, в 1113г. он же заложил церковь Николы на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский собор), где служили попы, подчинявшиеся князю (когда архиепископ Никон не захотел венчать князя Святослава на новгородке, тот «веньцяся своим попы у святого Николы»). Но центром княжеского церковного строительства оставалось всё же городище. В начале XII в. напротив него, на левом берегу Волхова, встал княжеский Юрьев монастырь (его Георгиевский собор, возведённый в 1119 г. зодчим князя Всеволода Георгиевича — Петром, по высоте и монументальности сопоставим со Святой Софией). Незадолго до изгнания из города князь Всеволод успел заложить ещё два храма — Ивана на Опоках (1127 г.) и Успения на Торгу (1135 г.), но после этого в Новгороде князья уже не строились. Правда, на городище ещё появлялись новые церкви, но их, как ни странно, возводили из дерева: князья не решались на вложения больших средств, чувствуя непрочность своего положения.
Одновременно с угасанием княжеского строительства поднималось собственно городское церковное зодчество. Со второй половины XII в. его расцвет обозначился со всей ясностью, причём сопровождался выработкой нового, местного типа храма. Он отвечал потребностям и возможностям новых заказчиков: бояр, купцов, уличанских и других городских объединений. Вместо роскошных княжеских храмов город постепенно заполнили небольшие, довольно простые в инженерном и архитектурном отношении, сравнительно дешёвые постройки. Вместо пышных хоров, где размещалась княжеекая семья, теперь над западными сводами ставили закрытые угловые камеры, соединённые деревянным помостом. В одной камере заказчик устраивал придел памяти своего патронального святого, в другой — хранилище наиболее ценного имущества (своеобразный «церковный сейф»). По сути, это были домовые церкви, в притворах которых обычно хоронили семью ктитора (греч. «основатель», «создатель»). Среди первых храмов такого типа — церкви Благовещения Аркажского монастыря, Петра и Павла на Синичьей горе, построенная «лукиничами» (жителями Лукиной улицы), Кирилловская монастырская церковь, поставленная мастером Коровой Яковлевичем по заказу братьев Константина и Дмитра. Очевидно, что в Новгороде с начала XIII в. уже работало несколько строительных артелей, к которым иногда присоединялись и приглашённые, например из Смоленска.
На Руси у Новгорода не было сколько-нибудь сопоставимого по силам соперника: до рокового столкновения с Москвой оставалось ещё порядочно времени.