Культура Руси

Архитектура Новгорода

Господин Великий Новгород

Деревянная заготовка двусторонней иконки с надписями кириллицей: «Иисуса тут написать», «Онуфрия тут написать» и т. д., - очевидно прочерченными мастером под диктовку заказчика. Новгород. Рубеж XI-XII вв. ГИМ.

Деревянная заготовка двусторонней иконки с надписями кириллицей: «Иисуса тут написать», «Онуфрия тут написать» и т. д., - очевидно прочерченными мастером под диктовку заказчика. Новгород. Рубеж XI-XII вв. ГИМ.

Каменная церковная архитектура Новгорода помимо художественного своеобразия удивительно наглядно соответствовала этапам его развития. Святая София, первый каменный городской собор Новгородской архиепископии, ставший сим­волом республики («Къде Святая София, ту Новогород!»), была возведена князем Владимиром Ярославичем в 1045 г. в ново отстроенном детинце и навсегда осталась самым круп­ным собором Новгорода. Однако менее чем через столетие князья лишились доступа к детинцу и собору и отныне строились лишь вблизи своих резиденций. В 1103 г. князь Мсти­слав поставил церковь Благовещения на Городище, в 1113г. он же заложил церковь Николы на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский собор), где служили попы, подчи­нявшиеся князю (когда архиепископ Никон не захотел вен­чать князя Святослава на новгородке, тот «веньцяся своим попы у святого Николы»). Но центром княжеского цер­ковного строительства оставалось всё же городище. В на­чале XII в. напротив него, на левом берегу Волхова, встал княжеский Юрьев монастырь (его Георгиевский собор, возведённый в 1119 г. зодчим князя Всеволода Георгие­вича — Петром, по высоте и монументальности сопоставим со Святой Софией). Незадолго до изгнания из города князь Всеволод успел заложить ещё два храма — Ивана на Опоках (1127 г.) и Успения на Торгу (1135 г.), но после этого в Новгороде князья уже не строились. Правда, на городище ещё появлялись новые церкви, но их, как ни странно, воз­водили из дерева: князья не решались на вложения больших средств, чувствуя непрочность своего положения.

Одновременно с угасанием княжеского строительства поднима­лось собственно городское церковное зодчество. Со второй половины XII в. его расцвет обозначился со всей ясностью, причём сопровождался выработкой нового, местного типа храма. Он отвечал потребностям и возможностям новых заказчиков: бояр, купцов, уличанских и других городских объединений. Вместо роскошных княжеских храмов город постепенно заполнили небольшие, довольно простые в инже­нерном и архитектурном отношении, сравнительно дешёвые постройки. Вместо пышных хоров, где размещалась княжеекая семья, теперь над западными сводами ставили закры­тые угловые камеры, соединённые деревянным помостом. В одной камере заказчик устраивал придел памяти своего патронального святого, в другой — хранилище наиболее цен­ного имущества (своеобразный «церковный сейф»). По сути, это были домовые церкви, в притворах которых обычно хоро­нили семью ктитора (греч. «основатель», «создатель»). Среди первых храмов такого типа — церкви Благовещения Аркажского монастыря, Петра и Павла на Синичьей горе, построенная «лукиничами» (жителями Лукиной улицы), Кирилловская монастырская церковь, поставленная мас­тером Коровой Яковлевичем по заказу братьев Константина и Дмитра. Очевидно, что в Новгороде с начала XIII в. уже работало несколько строительных артелей, к которым иногда присоединялись и приглашённые, например из Смоленска.

На Руси у Новгорода не было сколько-нибудь сопоставимого по силам соперника: до рокового столкновения с Москвой оставалось ещё порядочно времени.