Алания
И степняки-кочевники, и русы, и византийцы вынуждены были считаться с Аланией, достигшей в X—XII вв. своего экономического и политического расцвета. Уже в конце I — начале II тысячелетия Алания оказалась вовлечена в сложные отношения Византии и Хазарского каганата. Аланы, судя по скудным сведениям письменных источников того времени, платили дань хазарам и, помимо того, участвовали в многочисленных военных походах Хазарии. В VII—VIII вв. Византия успешно использовала хазаро-аланский союз в борьбе против арабов, пытавшихся обосноваться на Северном Кавказе. Но как только угроза арабского вторжения миновала, византийские басилевсы приложили все усилия, чтобы посеять раздор между соседями и бывшими союзниками.
Хазарии, принявшей в начале IX в. иудаизм как официальную религию, пришлось столкнуться с Византией, и греки любой ценой старались обратить алан в веру христианскую, связав их обязательствами более крепкими, чем дипломатические договоры и династические браки. Аланы, уже в который раз, были поставлены перед жёстко ограниченным выбором: на Северном Кавказе в тот момент сосредоточились интересы государств, представлявших три мировые религии: христианство (Византия), иудаизм (Хазарский каганат) и ислам (Арабский халифат). Византия в этой борьбе имела большие шансы на успех. По сведениям «Кембриджского анонима» (письмо неизвестного хазарского еврея, написанное высокопоставленному чиновнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хаздаю ибн Шапруту в X в. и хранящееся ныне в библиотеке Кембриджского университета): «…Во дни царя Аарона [хазарский царь] царь алан воевал против хазар, потому что подстрекал его царь Греции. Но Аарон нанял против него царя турок, так как он был силен. Царь аланский пал перед Аароном, и он захватил его в плен живым; но царь оказал ему великий почет и взял его дочь в жены своему сыну, Иосифу». Неизбежная алано-хазарская война разразилась в 932 г. и стала последней успешной кампанией для Хазарского каганата. В 965 г. русский князь Святослав выступил в свой восточный поход, и от сокрушительного поражения хазар не спасла даже поддержка и помощь алан и адыгов. «Повесть временных лет» сообщала об удачном набеге: «И град их (Итиль) и Белу Вежю (Саркел) взя и ясы (алан) и победи и касоги (адыги) ». Хазарский каганат прекратил своё существование.
Напротив, Алания, освободившись от тяжёлых даннических отношений, обрела независимость и заняла важное положение на «перекрёстке всех путей» — Северном Кавказе, прежде принадлежавшем Хазарии. В X—XII вв. связи Алании и Византии особенно углубились и расширились. В известном труде «Церемонии византийского двора» император Константин VII Багрянородный (945—959 гг.) поучал своего преемника и сына Романа II: «…Экскурсиократору Алании вместе с официальным посланием следует посылать золотую печать в два солида и именовать правителя „духовным нашим сыном»». Союзнические отношения часто подкреплялись междинастическими браками и царственными заложниками. Так, правитель Алании Дургулель Великий, упоминаемый во многих хрониках XI в., близко породнился с византийским императорским двором: его племянница Мария Аланская стала женой византийского императора Михаила Дуки (1071 —1078 гг.), его дочь Ирину Алан — скую, славившуюся необыкновенной красотой, выдали замуж за Исаака Комнина, а вторую дочь избрал наложницей Константин Мономах (1042—1055 гг.). В Аланию рекой потекли щедрые дары от императоров и царедворцев, пленённых пригожестью аланок.
Самым ощутимым успехом византийской политики на Северном Кавказе стало массовое крещение алан во время второго патриаршества Николая Мистика (между 912и925 гг.).В течение X в. создавалась Аланская епархия, а в Константинополе рукоположили архиепископа Аланского — Петра, вскоре отправившегося к своей пастве на Северный Кавказ. Вместе с проповедниками в Аланию пришли и византийские мастера-строители. Началось возведение храмов, монастырей, епархиальных посёлков. Наиболее известным и крупным городом Западной Алании стал Нижний Архыз, где, по мнению историков и археологов, тогда находился центр Аланской епархии. К сожалению, неизвестно, как именно назывался этот город в древности. В Нижнем Архызе до сих пор сохранился грандиозный ансамбль из трёх христианских храмов X в. Все они принадлежат к типу крестово — купольных трёхапсидных храмов и построены в традициях восточновизантийской зодческой школы при непосредственном участии греческих мастеров. Даже оконные стёкла завозили из Византии. В то время церквей было гораздо больше — около десятка, а вокруг Среднего храма в XI в. располагался монастырь.
Ключевое положение на одном из основных ответвлений Великого шёлкового пути превратило Нижний Архыз в перевалочный пункт на северокавказском участке знаменитого караванного пути с большим торжищем, о чём свидетельствует множество привозных вещей. Среди этих вещей заметную долю составляют византийское стекло, ткани, монеты, бронзовые нательные кресты, костяные иконки-образки, серебряные медальоны. В городе проживало довольно много христиан (обнаружены обширные могильники, где покойники погребены по христианскому обряду). Вероятно, то были греки и крещёные аланы из посёлка епархии, располагавшегося при Северном храме. Но большинство захоронений здесь было совершено согласно языческому обряду. Нижний Архыз был не рядовым городом, а административным и культурно — идеологическим центром Алании, имевшим все основания претендовать на положение столицы. Здесь находилась резиденция митрополита Аланского, сосредоточился и весь клир Аланской епархии. Практически все дома строились из обработанного камня, а многие были двухэтажными, крыши покрывались каменной (из плиток песчаника) или глиняной черепицей.
Арабский историк и географ ал — Масуди писал в X в.: «… Правитель аланов — могущественный, очень сильный и влиятельный среди царей, может выставить 30 ООО всадников. Его владения состоят из беспрерывного ряда поселений, расположенных настолько близко друг к другу, что если кричат петухи, то они откликаются друг другу от одной стороны царства до другой». Действительно, на землях Алании насчитывалось уже несколько десятков крепостей, по размеру и устройству представлявших собой города-крепости. Большинство из них очень трудно сопоставить с теми немногими названиями аланских городов, что упоминаются в византийских и арабских хрониках.
Ал — Масуди упоминал такой город: «… Столица Алана называется Магас, что означает „Муха». Помимо этого города царь владеет замками и угодьями, куда он время от времени переезжает». Вопрос, где именно находились столицы, вызывает много споров, так же как и местоположение упоминаемого в русских летописях «ясского города Дедяков», недалеко от которого был убит в Орде князь Михаил Тверской (1318г.). Возможно, русские так называли Верхний Джулат — крупный центр XIII—XIV вв., где обнаружены остатки трёх мечетей с минаретами и трёх христианских храмов. А резиденцией одного из самых могущественных правителей Алании XI в. — Дургулеля Великого — может считаться городище Кяфар на лесистом хребте Мыцешта (в 12 км от Нижнего Архыза). На памятнике насчитывается более двухсот остатков каменных сооружений, включая разнообразные культовые постройки. Правитель, считавшийся христианином, предпочитал держаться на некотором расстоянии от Аланской епархии и митрополита, чья ставка находилась в Нижнем Архызе. В своём собственном городе правитель и его подданные могли спокойно сочетать и христианские, и языческие обряды вроде охотничьей магии и практики гадания, широко распространённой среди алан. В городе удивительным образом соседствовали христианские часовни и жертвенные камни на ножках для заклания животных. На плитах, магическим знаками, появился даже олень с крестом между рогами — своеобразная народная версия византийской легенды «Чудо святого Евстафия». Здесь располагалась резиденция правителя, размещались многочисленные военные гарнизоны, обнаружен и некрополь с каменными гробницами, украшенными великолепным рельефом. Одна из самых роскошных усыпальниц, возможно, принадлежала самому «царю овсов» — правителю Дургулелю Великому.
Аланы были превосходными ремесленниками — оружейниками, гончарами, кожевниками, ткачами, но обогащались и за счёт контроля над караванными дорогами, проходившими по их землям. По ответвлению Великого шёлкового пути туда поступали драгоценные шелка с Востока и из Византии, самоцветные камни из Индии, янтарь с Балтийского побережья, украшения из Причерноморья, стекло из Сирии и Ирана. Аланы считались одними из лучших профессиональных наёмников и римлянами, и персами, и византийцами, а впоследствии даже монголами; дружины алан и их вожди получали изрядные дары в оплату своих услуг. Сабли, найденные в богатых аланских дружинных погребениях, представляют собой истинные шедевры ювелирного и оружейного искусства X—XI вв. Очевидно, их на заказ создавали в одной из восточноевропейских мастерских.
Процветанию Алании пришёл конец в XIII в., когда явилась новая сокрушительная сила — монголо-татары. Преданные своими союзниками — половцами, аланы потерпели поражение. Завоеватели перебили людей без счёта, взяли большую добычу. Окончательно Алания была разгромлена в ходе северокавказского похода Орды в 1238 — 1239 гг. Тогда был осаждён, взят и разграблен Магас, значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной, города разрушены, поля разорены, караванные пути пришли в запустение.